Пробег «Золотая Колыма», собравший несколько десятков байкеров, начинался в Якутске. Сергей Гвардин ( на фото он крайний справа) добирался до места старта из Новороссийска.

С корреспондентом «НР» путешественник охотно поделился впечатлениями.

– Мысль поехать на край света была у меня давно. Это при том, что за 17 лет своего мотостажа я достаточно поколесил по Европе, Прибалтике, прошёл Северный и Южный Кавказ – это Азербайджан, Армения, Грузия. На полуостров Рыбачий, например, добирался – это самая северная точка европейской части нашей страны. И вот мой хороший друг Павел Кобяк из Санкт-Петербурга предложил коллективно, большой колонной проехаться по Колыме.

Так родилась идея пробега «Золотая Колыма». В основном участники до отправной точки – Якутска – добирались разными видами транспорта, а «железных коней» везли с собой.

А мне интересно было поехать от самого дома. И мой путь в один конец составил около 12,5 тысячи километров. Но это не по прямой, – уточняет собеседник, – потому что есть поговорка: никогда не спрашивай у байкера самую короткую дорогу! Для нас есть смысл выбрать трассу длиннее, но интересней.

В пути был 18 дней. К сожалению, пять с половиной суток съела поломка, случившаяся в Волгограде. И я застрял на ремонте. Уехал оттуда в ночь, чтобы успеть к старту пробега.

– Сергей, сколько по времени вы готовили машину к путешествию?

– Около месяца. Мой мотоцикл класса «Турэндуро» позволяет передвигаться и дорогами общего пользования, и по тотальному бездорожью. Готовил электрику и подвеску мотоцикла, поменял все расходники, жидкости-масла, фильтры, взял резину в запас. И не зря –  в Якутске пришлось переобуваться в зубастую резину, ведь впереди ожидало больше двух тысяч километров бездорожья.

Колымская трасса – коварная, она входит в пятёрку самых сложных трасс мира. Были моменты, когда нас заливал дождь, пробирались, можно сказать, на ощупь, по глине и жиже, порой ногами страхуя мотоцикл. Был длинный перегон, где даже невозможно было заправиться. Я выполнял там роль техподдержки, помогал товарищам. Порой сам по колено в грязи спешил вытаскивать застрявший мотоцикл друга из вязкого месива. Байкерское братство – это отдельная тема.

– Целью вашей поездки было поколесить, испытать себя и машину или увидеть больше достопримечательностей?

– Увидеть, наверное, в большей степени. Посмотреть страну, освоить новые туристические маршруты, показать потом эти красоты своим друзьям – это главная цель путешествия. Да, может, у нас всё не так цивилизованно для путешественников, как за границей, но меня, например, это ещё больше привлекает. Когда нам товарищи устроили баню на пятый день перехода, это было сродни чуду. Впервые за 5 дней мы воспользовались горячей водой. А переход 150-200 метров по руслу реки? И сама дикая природа: когда ты видишь медведицу с медвежатами, волков, лося. Это настоящий экстрим!

– А что было самым интересным?

– Из увиденного меня очень впечатлила Колымская ГЭС, которую строили ещё во времена СССР. Очень мощное сооружение, высота водосброса – около 100 метров, если не ошибаюсь. Экскурсию туда организовали для нас товарищи-байкеры из мотоклуба «Штрафбат». Меня поразил героизм людей, которые строили эту плотину, как, собственно, и сам Колымский тракт, как БАМ. Там и сейчас цивилизации нет почти никакой, а в то время и подавно.

Что касается наших условий, то от Якутска до Хандыги мы 400 километров двигались под дождём в тотальной грязи: холодно, ветрено. Хотя это было начало лета, но напоминало нашу новороссийскую зиму.

– С какой скоростью ехали?

– Каждый выбирал по своим возможностям, иногда скорость доходила до пешеходной. Например, один из участков пробега у меня занял около 15 часов, хотя всего-то был 500 километров, а у некоторых на него же ушли сутки.

– Сколько груза пришлось брать с собой?

– Поскольку в пути почти нет магазинов, рассчитываешь только на себя, и хочется взять всего побольше. Хотя бы запас еды, воды, запчастей, расходников, тросиков, медикаментов в аптечку, огнетушитель, дождевики, тёплые вещи. Но перед стартом многие отправляли по 4 килограмма «лишнего» домой. Если стоял выбор: что взять – два запасных колеса и масло или кофты и термобельё, то решение было не в пользу вещей.

Конечно, мы находились не совсем уж в бесчеловечных условиях: в посёлке, например, можно отыскать магазин, иногда на костре еду готовили. На одной из ночёвок сотрудники МЧС из Хандыги приятно удивили, заранее нагрев нам еду в полевой кухне. И всю ночь охраняли наш сон, ведь поблизости бродили волки, привлечённые запахами пищи.

За этот пробег мы испытали всевозможные виды бездорожья, о которых байкер может только мечтать: песчаники, скальники, щебень, грунтовка, глина. Запомнились купание в реке Колыме, где температура воды была примерно плюс 4 градуса, ночёвки в палатках, придорожные общежития различных ДРСУ…

Порой было тяжело: на грани нервного срыва, на грани выживания, но всего через пару-тройку дней в памяти оставалось только хорошее, и никто из нас не пожалел, что преодолел этот путь. До сих пор мы, общаясь, смакуем полученные впечатления.

– Как вы оценили дорогу до Якутска?

– Я ехал и по трассам, и по лесам, чтобы больше увидеть. Что и говорить, дороги в России оставляют желать лучшего. Было всё: и длинные пробки, и участки бесконечных ремонтов, и бездорожье километров по 40. Получился плавный переход к пробегу по Колымскому тракту.

– Госавтоинспекторы часто тормозили?

– Два раза остановили всего. Один раз рано утром в Омске. Спросив, куда путь держу, и получив наклейку пробега, пожелали счастливого пути. Во второй раз – на подъезде к Якутску. Поинтересовались, всё ли нормально, не хочу ли спать. Уговорили сделать перерыв на отдых минут на 15.

– Байкеры ведут трезвый образ жизни?

– За рулём – однозначно! Выход на трассу со спиртным не сочетается. Есть негласное правило: выпил кружку пива – положи ключи на бар. Дальняя дорога не прощает легкомыслия. Готовиться надо и физически, и технически, и морально.

– А в приметы байкеры верят?

– Одна из примет: нежелательно, когда шлем на землю падает. Надо срочно пятой точкой коснуться земли. Это для того, чтобы не вышло падения байкера без шлема. Как-то так.

– Когда вы поняли, что без мотоцикла не можете жить?

– Ещё в детстве это знал. А первый мотоцикл купил, когда учился в НГМА (ныне – ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, – прим. авт.). Заработал на него сам. Родители к тому времени привыкли к моим выходкам. Что поделать, если я из тех людей, которые будут стремиться на край света и лезть на Эверест?

– Какие планы будущих поездок уже обдумываете?

– Есть намётки покорения Средней Азии. Очень манит Монголия.

– Насколько я знаю, вы – член Русского географического общества. Какой вклад в развитие РГО вносите своими поездками?

– На протяжении экспедиций мы делаем фото-, видеосъёмку. Фиксируем изменения природного комплекса, наблюдаем, как тают ледники, делаем пробы воды, если требуется.

– А как насчёт финансовых затрат?

– Всё, что потрачено в путешествии, ложится на плечи самого туриста. Но у многих есть не то чтобы спонсоры, а так называемые финансовые партнёры. Такие были и у меня. Меня, например, снабдили вкусным кофе, чтобы я мог им угощать друзей. В основном же весь путь мотоциклист старается по возможности экономить: находить приют в специальных пунктах помощи и поддержки мототуризма, скромно питаться и беречь деньги, которые могут пригодиться в нештатной ситуации.

– Вы считаете себя крутым байкером?

– Не знаю. Есть круче меня. Например, мой хороший друг Володя преодолел на мотоцикле свыше 20 тысяч километров, и это при том, что у него нет одной ноги, вместо неё – титановый протез.

Однако наш пробег «Золотая Колыма» войдёт в историю рекордов России и мира. С нами был представитель Книги рекордов России и мира Алекандр Дубровин-Пересвет, который официально фиксировал наши достижения. Сейчас всё не могу раскрыть, но мы поставили несколько мировых рекордов.

– Как вам удалось оторваться от работы на длительный срок?

– Я заранее к этому готовился. Работаю одним из руководителей в компании, и порой телефон обрывают каждые пять минут, а тут почти неделя без связи вообще… Пришлось заблаговременно давать указания. Но если бы мне предложили проделать путь до Магадана ещё раз, я бы, не задумываясь, согласился!