«Всего один выстрел – и ты знаменит на весь мир»?

54 года назад, 22 января 1969 года, страна торжественно встречала экипажи космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Велась прямая телевизионная трансляция встречи космонавтов Валентины Терешковой, Алексея Леонова, Андрияна Николаева, Георгия Берегового и председателя ЦК КПСС Леонида Брежнева на Красной площади. Но внезапно послышались выстрелы, и передача была прервана. Через день ТАСС сообщило о покушении на космонавтов. Но никто не сомневался в том, что стреляли в Брежнева.

Военный лейтенант, стоявший  в оцеплении в милицейской форме, открыл стрельбу сразу из двух пистолетов. Всего за шесть секунд он успел выпустить 10 пуль в лобовое стекло второго автомобиля в кортеже, в котором, как он предполагал, находился глава государства. Илья Жарков, водитель автомобиля, был смертельно ранен, а космонавт Береговой, которого посекло стеклом, успел перехватить руль у умирающего водителя и рванул ручник. Одиннадцатая пуля досталась мотоциклисту Почётного эскорта Василию Зацепилову, который заслонил собой космонавтов. В следующую секунду нападавшего скрутили и повалили на землю работники спецслужб.

Им оказался Виктор Ильин, 23-летний офицер геодезического отряда, располагавшегося в городе Ломоносове.

Покушений на первых лиц в советской истории было не много, а уж офицер – террорист – вообще случай невероятный!

Виктор Ильин был недоволен действующей властью, откровенно восхищался Ли Харви Освальдом, убившим Джона Кеннеди, американского президента: «Всего один выстрел – и ты знаменит на весь мир».

Как это ни покажется странным, но его не расстреляли. И, более того, он даже не сидел в тюрьме ни одного дня. Вместо этого его отправили в психушку, где в палате-одиночке он провёл 20 лет. А в 1990 году его освободили. И, внимание – предоставили военную пенсию и дали однокомнатную квартиру!

И вот же абсурд: мотоциклист Почётного эскорта, заслонивший собой космонавтов – получил звание прапорщика, орден Красной звезды и комнату в коммуналке.

А вообще, сколько было покушений на Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, помимо того злосчастного 1969 года?

Воздушная атака

9 февраля 1961 года самолёт ИЛ-18, на борту которого находились Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнев и сопровождающие его лица, пролетая на высоте 8250 м над международными водами Средиземного моря в районе Алжира, в то время являющегося французской колонией, внезапно был атакован военным истребителем с французскими опознавательными знаками. Он дважды открывал стрельбу по советскому самолёту с последующим пересечением курса. А ведь незадолго до этого инцидента была установлена связь с алжирским аэропортом, и французским властям доподлинно было известно о курсе советского самолёта. По этому поводу министр иностранных дел Андрей Громыко сделал официальное заявление временному поверенному в делах Франции в СССР».

Смекалка спецслужб

Летом 1977 года Леонид Ильич собирался в Париж на возложение венков у Вечного огня.  По агентурным каналам стало известно о готовящемся покушении на Генерального секретаря во время этой церемонии. Контртеррористические меры были предприняты обеими сторонами. 12 тысяч полицейских были стянуты на улицы, ведущие к Триумфальной арке.

День выдался пасмурным, и под этим предлогом всем участникам церемонии выдали зонтики, под прикрытием которых разглядеть, где под этим «панцирем» находится Брежнев, оказалось невозможным. И церемония возложения венков к Вечному огню прошла без эксцессов.

Не прошло и года, как советским спецслужбам стало известно о подготовке нового покушения на Леонида Ильича  — на этот раз в замке Аугсбург в ФРГ, где планировалась встреча с канцлером Гельмутом Шмидтом. Опытный стрелок должен был поджидать его на выходе из замка. Немецкие спецслужбы сменили маршрут Брежнева и вывели его из замка через запасной выход.

Продемонстрировал настоящее мужество

В марте 1982 года, за несколько месяцев до смерти, произошло событие, которое сильно пошатнуло здоровье Генсека. А дело было так.

Леонид Ильич, человек уже сильно пожилой, превозмогая бессилие, отправился в Узбекистан вручать республике очередной орден. По совету министра обороны Устинова внезапно он решил поехать на авиастроительный завод. Леонида Ильича отговаривали, так как визит никто не планировал, но Генеральный секретарь был непоколебим.

Когда по заводскому радио объявили о предстоящем митинге, на котором будет лично глава государства, масса людей хлынула в цех. Тысячи рабочих взбирались на леса, которыми были окружены строящиеся самолеты. И в тот момент, когда Брежнев зашёл под леса и рабочие ринулись в другую сторону, чтобы разглядеть главу государства, леса сложились и стали падать. И Леонид Ильич оказался под завалами. Его спасло то, что конструкции обрушивались не одномоментно, вдобавок охранники перехватили и удерживали часть конструкции, которая падала прямо на него.

Кроме весьма ощутимых ударов у Брежнева диагностировали перелом правой ключицы. Врачи настаивали на немедленной госпитализации, но генсек проявил твёрдость характера и, понимая, что в республике миллионы людей ждут торжественную церемонию вручения ордена, от госпитализации отказался. И мероприятие состоялось.

В дальнейшем медицинский консилиум не рискнул прибегнуть к хирургическому вмешательству, так как наркоз в столь почтенном возрасте вождь мог не перенести. Кости в результате перелома сместились. Да и стресс был немалым. Волне возможно, что эти последствия сыграли свою роль и поспособствовали скорой смерти Леонида Ильича.