— Информацию о том, что на Маркотхском хребте, выше Неберджаевского водохранилища, в лесном массиве между горой Семигорка и высотой 462 метра, найден человеческий череп, поисковики узнали из соцсетей и одновременно от научных сотрудников Новороссийского исторического музея-заповедника, — рассказал «Новороссийскому рабочему» руководитель НЦПР Михаил Романенко. — На основании этой информации мы спланировали экспедицию в эту местность. В воскресенье её обследовали.

Найден был череп, а в ста метрах от него — останки красноармейцев. Сейчас невозможно сказать, связан ли каким-то образом череп с найденными останками. Так что это место придётся обследовать ещё раз, возможно, неоднократно. По настрелу гильз винтовки Мосина и по советским пуговицам было определено, что погибли здесь именно красноармейцы, а не немцы.

Удивительно то, что раньше никогда не было информации, что в этих местах красноармейцы вели бои. Считалось, что во время оккупации эта территория около Неберджаевского водохранилища была занята фашистами, и боевых действий здесь не велось. И останков советских воинов там не находили.

Кто были эти бойцы? Какая-то разведывательная группа? Понятно, что, когда немцы в 1942 году наступали, там была организована оборона. Но относятся эти останки к периоду 1942 года? Или относятся к 43-му году? Это тоже сейчас сказать нельзя, утверждает Михаил Романенко. В эти периоды обмундирование различалось погонами, знаками отличия. Всё это нужно выяснять.

Сейчас ясно одно: шли солдаты по своей земле, выполняли поставленную задачу и сделали всё, чтобы хоть немного приблизить освобождение Родины от оккупантов. Сегодня от них остались гильзы, мины миномётные, невыстреленные, и кости. Говоря казённым языком, фрагменты костей.

Специалист-кинолог, старший лейтенант полиции Наталья Береза подготовила боеприпасы к обезвреживанию. Останки бойцов после экспертиз будут переданы администрации Новороссийска для торжественного захоронения.