Выдавали ли при царе 13-ю зарплату?

Сведений о том, как встречали Новый год в начале ХХ века, удалось найти немного. С другой стороны, все мы из истории знаем, что не Новый год тогда отмечался, а Рождество.

Уникальные свидетельства о том, как отмечали в Абрау-Дюрсо Рождество, содержатся в воспоминаниях о жизни в России сына легендарного француза-винодела Виктора Дравиньи, поделилась с «НР» архивариус «Абрау-Дюрсо» Елена Петрова.

В рукописи Роберта Дравиньи «Россия моего детства. 1906-1919 гг.» есть строки о том, что в Рождество «все работники подвалов приходили к отцу поздравить его с праздником». И чудесная картинка из детства, каким был праздник во французском доме в удельном имении Абрау-Дюрсо: «Рождество, особенно для нас, детей, было самым красивым: в углу столовой наряжали огромную ёлку, её украшали бумажными гирляндами, которые мы мастерили из серебристых ниток, разноцветными шариками и т.д. А каждому ребёнку к этому празднику готовился особый подарок».

А ещё в архивных документах, впервые опубликованных к 150-летию Абрау-Дюрсо, мне удалось найти «Петицию служащих и рабочих удельного имения Абрау-Дюрсо», датированную 10 декабря 1905 года. В числе первых требований рабочих (всего их – 32 пункта) под номером 6 значится «обязательная выдача всем служащим и рабочим денежных пособий 2 раза в год: к праздникам Святой Пасхи и Рождества Христова, в количестве месячного получаемого ими содержания». Правда, нет документальных свидетельств о том, удовлетворили ли тогда требования рабочих.

Материальное вознаграждение к главному зимнему празднику стало нормой во времена СССР. Как рассказал Георгий Фёдорович Непранов, долгие годы главный винодел «Абрау-Дюрсо» (а его рассказ подтвердила и супруга, работавшая на заводе бухгалтером), в советское время каждый год выдавали так называемую 13-ю зарплату. И старались закончить выдачу денег людям как раз к Новому году.

В 1973 году в Советском Союзе готовились выпустить 100-миллионную бутылку «Советского шампанского». Выяснить точно, на каком заводе произведут ту самую стомиллионную бутылку, было непросто, поэтому, вероятнее всего, выпуск просто доверили лучшему заводу в СССР. Юбилейная бутылка классического шампанского была выпущена в «Абрау-Дюрсо».

Это было не просто историческое, но и политическое событие, которое свидетельствовало о растущем благосостоянии советских людей, в достаточном количестве потреблявших классическое игристое, как средний класс во всём остальном мире. Поэтому и отметить его надо было соответственно. Суперопулярный журнал «Огонёк», считавшийся изданием для стабильной жизни (выходил тогда, страшно подумать, тиражом в 2 миллиона экземпляров), в новогоднем номере посвятил винзаводу «Абрау-Дюрсо» большой материал. И… обложку!

Чтобы попасть на обложку «Огонька», в те годы надо было совершить, ну, не знаю, НЕЧТО. Полететь в космос, победить всех на Олимпиаде, спасти детей из горящего дома, перевыполнить план на 500 процентов…

В номере №52 за декабрь 1973 года на обложке – простая работница одного из цехов винзавода, красавица Валентина Ломовская. Улыбка на лице, шикарное платье с разноцветными кругами и кольцами, бокал в руке… Ну, как с обложки!

Почти через 50 лет в документально-художественном ролике, посвящённом полуторавековому юбилею завода, этот кадр режиссёры включили в сценарий, воспроизвели его в точности. Там на 7-й минуте ролика на экране девушка, очень похожая на ту, из 1973-го, Валентину. В таком же платье! И с таким же бокалом.

Но самое удивительное в этой истории, что та самая Валечка и сейчас жива-здорова, до сих пор живёт в Абрау-Дюрсо на улице Мира, а до недавнего времени и работала здесь!

Я начала поиски. Ведь сколько вопросов хочется ей задать! Почему выбрали именно её? Был кастинг? Как проходила та фотосессия 50 лет назад? Её ли это платье или выдали по случаю? Есть ли у неё тот легендарный номер «Огонька»? Узнавали ли её тогда на улицах? Помогали все – одноклассники Вали, совет ветеранов, работники фирменных магазинов «Абрау-Дюрсо». Нашли. 

Но… Жизнь внесла свои коррективы. Поговорить с Валентиной Ивановной пока удалось только по телефону, потому что она по семейным делам на время уехала в другой город. Она согласилась на интервью. Валя пообещала ответить на все вопросы «Новороссийского рабочего», но позже, в новом году. Что ж, продолжение следует!

 Какого цвета кафтан у Деда Мороза?

— В советское время вся праздничная жизнь села была связана с заводом и сельским клубом, который тогда тоже был заводским. Подготовка к новогодним праздникам начиналась задолго до 31 декабря со слов председателя профкома завода: «У нас грядёт Новый год!», – вспоминает заведующая клубом с более чем 30-летним стажем Валентина Анатольевна Цветкова.

Сначала шла бумажная работа, готовили сценарии будущих огоньков и утренников. Их отрабатывали в основном силами собственной самодеятельности. Сценарии в обязательном порядке возили в городской отдел культуры на ознакомление и утверждение.

– В это же время готовили списки детей заводчан, с рождения до 4-го класса, чтобы закупить им подарки. Подарки всегда были очень хорошие, – подтверждает Татьяна Семёновна Шапурко. – Конфеты из шоколада, который нынешним детям и не снился, батончики с пралине, шоколадки, мандарины и яблоки.

– А потом Валентина Анатольевна, – продолжает рассказ о себе в третьем лице Цветкова, – ехала за ёлкой. Лесник выделял нам делянку на горе для так называемой санитарной вырубки (район нынешней улицы Заозёрной, – прим. ред.). Мы выбирали 25-28 деревьев, привозили в клуб и устанавливали в большую, под потолок, станину, её и до сих пор используют.

После 25 декабря в клуб шли активисты с завода записываться на новогодние огоньки. Цеха объединялись по давно заведённому принципу – цех шампанизации, к примеру, всегда отмечал праздник с участком отделки и лабораторией.

Конечно, были и свои «корпоративы», в основном в обеденный перерыв. Руководство выдавало премии.

Новогодние огоньки в клубе проходили после работы. Заранее сюда командировались женщины, чтобы накрыть столы. Винегрет, оливье, селёдочка под шубой, грибы, фрукты, сыр-колбаса. Шампанское, конечно, на стол выделял завод. А сами хозяюшки доносили к застолью свои блюда. Шли в клуб кто с кастрюлей картошки, кто нёс холодец, кто домашние соленья.

Дедом Морозом много лет был любимый и уважаемый дядя Вася – Василий Степанович Савченков, который работал столяром и был активнейшим участником самодеятельности. У него был посох. В разгар застолья звали Дедушку Мороза и с удовольствием слышали, как он идёт по коридору и бабахает этим посохом об пол.

– А какого цвета был костюм у дяди Васи?

– Как какого? – удивляются женщины. – Голубого, конечно. В звёздочках. Всё как в фильме «Морозко». Он был для нас эталоном. Это уже в 90-е костюм у Деда Мороза почему-то стал красным.

Хорошо запомнился Дед Мороз, в которого преобразился однажды известный сегодня в среде виноделов Андрей Врежевич Кобоян (тогда он работал на винзаводе). Он был очень колоритным – большой, громкий. Однажды заставил всерьёз поволноваться собравшихся за праздничным столом. Дедушку зовут, а его всё нет: в дороге транспорт подвёл. А потом вваливается, запыхавшись… с огромным, килограммов в 25, а то и больше, ящиком, полным необыкновенно красивых красных яблок! Те новогодние яблоки многие в селе до сих пор помнят.

31 декабря в клубе была молодёжная вечеринка. Гуляли буквально до 23.30, вспоминает Валентина Анатольевна, а потом разбегались по домам, чтобы бой курантов послушать уже с родными.

С первыми минутами нового года весь посёлок выходил на улицы. Поздравлять друг друга, чокаться советским шампанским, желать самого доброго и запускать петарды.

После встречи взрослого Нового года, прямо 1-го числа наступившего года, начиналась череда детских утренников. На них, конечно, приглашали не только детей работников завода. Вход был открыт для всех жителей посёлка.

 Многие из заложенных в прошлом веке традиций празднования Нового года неизменно соблюдаются и сегодня. И поздравления в коллективах, и корпоративы, и детские подарки сотрудникам большого коллектива ЗАО «Абрау-Дюрсо», и приглашения на ёлки, и представления в ДК (сейчас это «Центр творчества и ремёсел») детей и взрослых не только из села, но и городских, – всё это есть.

И да, в декабре 2022 года, как всегда, работникам ЗАО «Абрау-Дюрсо» выплатили 13-ю зарплату.