Пробили дорогу к берегу

Судно, идеально стоящее на киле практически на берегу моря в районе Сосновки под Кабардинкой, сразу же стало местной достопримечательностью, а первые пару лет после ЧП на море на экскурсию к выброшенному судну ехали со всей страны. Вот и сегодня «Рио» вновь в первых строчках новостей: балкер стали резать на металлолом! В выходные корреспондент «НР» тоже побывала в своём любимом месте, ведь я даже встречала у «Рио» Новый 2019 год.

Скажу честно, была неприятно удивлена и раздосадована. С горы, где раньше приходилось спускаться к судну по тропинке, пробита полноценная грунтовая дорога. Отсыпана она, внимание, черноморской галькой, использование которой в принципе запрещено. А сколько выпилено пицундских сосен при создании этой грунтовки!

Мой поход к знаменитому балкеру случился субботним днём 5 ноября, народу здесь было – как на фестивале «Хамса». Люди пытались доехать на машинах непосредственно к этой новой дороге, вдоль сосен были запаркованы автомобили. Приходилось уворачиваться от авто, проносившихся мимо. А ведь ещё полгода назад здесь не было такого активного движения. Хотелось крикнуть: «Эй, друзья, я в лесу на прогулке или на автомагистрали?»

Итак, спускаюсь к «Рио» по новой грунтовой дороге, пробитой, вероятно, с целью вывоза металлолома. Сверху открывается потрясающий вид на судно. Внизу у балкера суетятся люди, хорошо видно работающую технику. И тот самый экскаватор с ковшом, который пробивал дорогу посреди диких посадок пицундской сосны, рядом стоит кран на колёсах.

Рабочие уже проварили прямоугольные ворота в корпусе судна, они открыты. Заглядываю внутрь и вижу сварщиков, которые что-то варят в трюме. Пытаюсь зайти туда, но меня культурно выпроваживают.

На берегу много людей, которые фотографируются у балкера, один мужчина просит у рабочих разрешения подняться по лестнице на судно, ему отказывают, предлагая покинуть площадку. Совсем ещё недавно за символическую сумму можно было подняться на судно и прогуляться по нему.

Экологи настаивают на проверке

Экологи весьма опасались того, что для вывоза разделанного на металлолом судна понадобится технологическая дорога, и сначала выдохнули с облегчением, когда хозяева «Рио» стали строить дорогу от мыса Дооб по берегу. А вот появление второй дороги, для строительства которой пришлось уничтожить столько взрослых и молодых деревьев, стало настоящим ударом под дых.

– Мыс Дооб и Сосновка – места произрастания дикой пицундской сосны, занесённой в Красные книги. Она находится на грани исчезновения, – говорит эколог и биолог Вениамин Голубитченко. – Для человечества очень важно максимально сохранить хвойные – источник фитонцидов. Понятно, что хозяевам «Рио» нужна удобная дорога для вывоза металла, но её можно было строить с минимальным вредом для природы! Я же вижу, что эта дорога не похожа на технологическую, – сокрушается биолог.

Надеюсь, что природоохранная прокуратура проверит основания для строительства такой трассы.

Конвенция поможет очистить берег

Я решила обсудить новость о «Рио» с Вячеславом Бердниковым, который долгое время по долгу службы (он много лет трудился руководителем службы экологической безопасности в АМП Чёрного моря, но недавно ушёл на пенсию) следил за судьбой всех выброшенных судов в акватории Новороссийска.

Вячеслав Сергеевич, узнав, что «Рио» уберут с берега, вздохнул с облегчением. Это стало возможным благодаря тому, что Россия, наконец, ратифицировала Найробийскую конвенцию об удалении затонувших судов. Теперь появился законный рычаг для быстрого решения подобных ситуаций – когда судно выбрасывает на берег. Вот почему судьба оказавшегося на мели «Рио» решалась так долго – почти четыре года.

Вячеслав Бердников вспомнил историю 15-летней давности, когда ноябрьским ураганом на мель в Кабардинке были выброшены два сухогруза – турецкий Ziya Koc и грузинский Captain Ismael. Грузинское судно тогда было снято с мели при активном участии судовладельца. А хозяин турецкого сухогруза от участия в операции самоустранился, портовые власти были вынуждены принять затратные меры, чтобы провести работы по устранению водотёчности и постановке судна на ровный киль.

Однако дальнейший ход операции был прекращён – таможня запретила прикасаться к аварийному судну. В результате сухогруз повторно был выброшен на мель. Сухогруз Ziya Koc продолжительное время находился у берегов Кабардинки и мешал курортному бизнесу. С горем пополам его разрезали на металлолом, но не до конца. Если приглядеться, можно увидеть и сейчас кусочек металла, торчащий из моря на берегу Кабардинки.

Известный новороссийский турист Анатолий Нечаев с сожалением прокомментировал новость о разделке «Рио» на металлолом. Восхищённый интересом людей к этому судну, он ратовал за фантастическую идею сделать из балкера отель.

Были ещё альтернативы

В первые месяцы после того, как балкер «Рио» оказался на берегу, специалисты Азово-Черноморского филиала Морской спасательной службы сделали расчёт для судовладельца «Рио», предложив план мероприятий по снятию балкера со скального грунта.

По мнению морских спасателей, скалу можно было разбить, чтобы судно сдёрнуть с мели, но на эти мероприятия потребовалось бы полтора-два года. Усложняло ситуацию то, что в корпусе балкера есть пробоина, образованная в результате выброса на мель. При сдёргивании с мели корпус судна мог не выдержать нагрузки. От этого варианта развития событий отказались.

Также рассматривали и иные способы решения вопроса, к примеру, озвучивались идеи переоборудования судна под гостиницу, ресторан или учебный центр для новороссийских моряков. Однако от них нынешний судовладелец (судно перепродавалось два раза) отказался.

Сейчас все желающие могут наблюдать процесс распиливания «Рио» на металлолом, а это не менее увлекательное зрелище.