За несколько дней до этой даты имя «дорогого Леонида Ильича» опять было в центре внимания прессы. В Геленджике будут восстанавливать «землянки Брежнева». В посёлке Марьина Роща появится восстановленный военно-исторический объект – штаб 18-й десантной армии. На это власти выделяют немалые деньги — больше миллиона рублей.

А в каком состоянии пребывает в Новороссийске командный пункт, который в народе получил устойчивое название «землянка Брежнева»? «Новороссийский рабочий» решил проверить.

Так просто в «землянку», которая сейчас находится на территории винзавода «Мысхако», не попадёшь: нужно записываться на экскурсию по винзаводу (стоимость экскурсии по исторической части винодельни – 1000 рублей). Репортёрскую группу пустили без туристов и бесплатно.

Нас сопровождает экскурсовод Светлана Кроман. Мы входим в заводские тоннели, где в 1943 году располагался госпиталь 107-й стрелковой бригады. Впереди тяжёлая дубовая дверь, это и есть штаб 83-й бригады.

Рассматриваю землянку. В последний раз я была здесь двадцать лет назад. А она изменилась! Стены командного пункта раньше были оштукатурены и побелены, а сейчас обшиты деревянной доской. Правда, обшивка стилизованная, со щелями, через которые просвечивает аутентичная штукатурка. Стены украшают потрет молодого Леонида Ильича, старые военные чёрно-белые фотографии с изображением высадки десанта на Малой Земле. На столе лежат старые наручные часы, трубка телефона, алюминиевая тарелка, ручная граната, фонарь. Рассматриваем старинные вещи, особенно восхищают наручные часы с выпуклым стеклом. Светлана Кроман рассказывает, что эти раритеты приобретались специально, уже в наше время, чтобы создать стилистику давно ушедшей эпохи.

— В 1974 году Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев посетил этот командный пункт в Мысхако, — рассказывает заведующая отделом истории Великой Отечественной войны Новороссийского исторического музея-заповедника Раиса Михайловна Соколова. – Есть фотография.

Я рассматриваю это историческое фото… Видно, что стены очень старые и даже изъедены грибком, висит писанная маслом картина, изображающая сцену в командном пункте в 1943 году: на ней стоящий Брежнев принимает рукопожатие Цезаря Куникова. На столе в гильзе горит огонь. Брежнев сидит за деревянным столом, сколоченным из трёх досок, с папироской в руках. Видать, 48 лет назад для принимающей стороны было важно, чтобы состояние командного пункта осталось таким же, каким оно было во время Великой Отечественной войны.

Я поинтересовалась у Раисы Соколовой, есть ли в Новороссийске ещё землянки, которые можно посетить? Она говорит, что фрагмент землянки остался в Мысхако на мемориале «Командный пункт 8-й гвардейской стрелковой бригады», на улице Восьмой Гвардейской. Памятник выглядит как вырытое в горе помещение, стенки входа в грот отделаны брёвнами, но вход закрыт решёткой. Внутрь не попасть — землянка обвалилась. Раиса Михайловна сорок лет знает об этом объекте, но сама ни разу не была там, потому что войти в этот грот невозможно.

Ещё один командный пункт 107-й гвардейской стрелковой бригады размещался в щели под горой Колдун, если идти от переулка Мускатного в районе Балки. Там сегодня стоит стела, сам командный пункт не сохранился.

Поинтересовалась у Раисы Соколовой, как она относится к идее восстановления штаба 18-й десантной армии в Марьиной Роще под Геленджиком?

— Я считаю, что это даже очень хорошо, — говорит Раиса Михайловна. – Тема событий времён Великой Отечественной войны всегда пользовалась спросом у туристов. Хорошо, что мы к этому возвращаемся. Было несколько странно рассказывать о событиях тех лет, но не показывать место, где находился командный пункт.