Денег на защиту горожан от разлива рек Цемес и Озерейка будут просить у Законодательного собрания Кубани.

В последние годы Новороссийск нещадно поливает с небес, осадков выпадает намного больше, чем в прошлом — начале нынешнего века. Например, летом 2021-го всего за одни сутки выпала трёхмесячная (!) норма, что привело к большому наводнению в Южном внутригородском районе, в селах Мысхако, Цемдолина, Глебовское и Южная Озереевка.

Как сообщил комитету городской Думы по вопросам транспорта, связи и экологии начальник МБУ «Управление по делам ГО и ЧС Новороссийска» Владимир Леушин, по итогам прошлогоднего наводнения более чем 100-миллионную компенсацию из бюджета выплатили больше двум с половиной тысячам горожан, чьё имущество пострадало от потопа. Много миллионов и сил тогда бросили на расчистку, реконструкцию и прокладку ливневых коллекторов. А ещё финансировали восстановительный ремонт двух детских садов и нескольких многоэтажек.

На территории муниципалитета находятся 33 водоёма, 20 гидротехнических сооружений, 12 селеопасных балок, 25 речек и сотни ручьёв. Поэтому одним из важных этапов защиты от ЧС в Новороссийске является берегоукрепление. К примеру, только на одном участке реки Цемес, проходящему по улице Свободы в Цемдолине, надо укрепить по километру с каждой стороны, речка сильно подмыла берега, есть угроза домам. И мост, снесённый в прошлом году, пока не восстановлен. Желательно делать это, устанавливая габионовое ограждение (габион — сетчатый или металлический контейнер, заполненный камнями). Это дороже, чем бетонировать берега, но намного надёжнее, ведь вода вымывает землю из-под бетонной плиты, и она в итоге сползает в реку. Подсчитали примерную цену этой работы — около 550 миллионов рублей.

Такие деньги есть только у краевого бюджета, нужно просить ЗСК, чтобы город включили в краевую программу, через неё и профинансировать берегоукрепление.

У депутатов вопрос — дадут ли, если ещё нет проекта и точной сметы? Выяснилось, что дают, а деньги на проектирование можно заложить в местный бюджет, если будет принципиальное согласие краевых структур на финансирование. Пока же львиную долю средств в крае отправляют на защиту от наводнений Крымска и Сочи.

Также надо просить денег и на берегоукрепление реки Озерейки — на участке, где она проходит вдоль улицы Персиковой в селе Глебовском. Жители нескольких домов давно жалуются на регулярные подтопления, обращались в Кремль, к губернатору Кубани, в краевое МЧС.

Но жалобы спустили вниз, и вот теперь муниципалитет пытается что-то сделать. И делает — 2,5 месяца рабочие чистили русло реки от опавших деревьев и кустарников, одолели 3,5 километра. Скальным грунтом подняли немного берег реки на постоянно подтопляемом участке. Но защита эта слабая и малоэффективная. Выход в другом: надо построить двухметровую подпорную железобетонную стенку протяжённостью 200 метров. Это опять — миллионы рублей.

Конечно, возник вечный для новороссийских пригородов вопрос о том, почему люди селятся в местах, где есть угроза наводнения. Председатель городской общественной палаты Сергей Цымбал считает, что надо внимательнее смотреть документы на землю, когда власти выдают людям разрешения на строительство. Иначе проблему подтопления домов, построенных в опасной близости от рек, никогда не решить, учитывая, сколько на это требуется бюджетных средств, которых у города всегда немного.

Депутатский комитет будет рекомендовать Думе обратиться с письмом в ЗСК, настаивать на необходимости выделить городу денег, чрезвычайная ситуация на этих речках у нас стала хронической.