У корреспондента «НР» к молодому человеку было много вопросов.

По примеру прадедов

ТИМОФЕЙ зашёл в редакцию и своей улыбой и позитивом осветил всё вокруг. От него исходит такая уверенность, что понимаешь: с таким человеком ничего плохого не может произойти. Такого все любят. И Господь его хранит. Молодой человек родом из Челябинска, последние семь лет живёт и трудится в Новороссийске, учится на программиста в «Ушаковке». Когда началась специальная операция России на Украине, он понял, что его душа зовёт на фронт.

– Мои прадеды – гвардии капитан Михаил Талан и Иван Мышанский – прошли всю Великую Отечественную войну. Я понимал, что в память о них должен быть в рядах российской армии в такой ответственный для страны момент, – рассказывает он. – Я сдал сессию и 15 июля был в военкомате, а 19 июля – уже в Краснодаре на распредпункте. У меня начался двухмесячный контракт.

Близкие Тимофея не знали о его намерении. Для семьи и девушки Елены он придумал легенду, что отправился на стажировку в Ставропольский край (год назад молодой человек действительно победил в конкурсе «Цифровой прорыв» и был приглашён на стажировку, которую временно отложил). Интересуюсь: не было ли 27-летнему мужчине страшно ехать на фронт? Он говорит, что страх где-то рядом есть всегда, это же один из основных инстинктов человека. Но импульсивный характер Тимофея не позволяет ему сидеть на месте. Да и ещё не забылась служба с 2013 по 2016 год в Балтийской бригаде морской пехоты.

Старался запомнить всё, чему учили

СЕЙЧАС в социальных сетях много рассказывается, что нужно брать мобилизованным с собой в зону спецоперации. Я поинтересовалась, что взял с собой Тимофей. Оказывается, среди личных вещей были лишь аптечка, спальник, термос и любимая книга. В Краснодаре будущему бойцу выдали летний и зимний комплекты одежды, плащ-палатку, нательное бельё. Затем контрактник оказался на учебном полигоне под Донецком. Пять дней вместе с другими добровольцами-контрактниками проходил военную подготовку.

– Это была военно-медицинская подготовка, стрельба из разного оружия – пулемёта, автомата, пистолета, гранатомёта, уроки тактики ведения боя, нас учили взаимодействовать  друг с другом и многому другому, – рассказывает мой собеседник.

Жили военные не в казармах (хотя казармы на полигоне были), а в лесу, где выставлялся караул. Ночевали в спальниках или на карематах в тёплой одежде. Так как это было лето, ночи проходили довольно комфортно.

– У меня была колоссальная жажда знаний, я хотел  запомнить всё, чему  учили на полигоне, – вспоминает свои чувства Тимофей Талан.

В зоне боевых действий

ПОСЛЕ «учебки» Тимофей Талан был распределён в Николаевскую область – в батальон глубинной разведки. Он говорит, что очень стремился туда, потому что неплохо стрелял из разных видов оружия и, между прочим, любил в юности пострелять в тире. Свою встречу с будущими сослуживцами Тимофей вспоминает с особым теплом:

– В первый же день, как я прибыл в отряд, ребята мне организовали праздничный стол и баньку. Оказывается, это традиция – хлебом и солью встречать новичков. Наш отряд был многонациональным: в нём были чеченцы, дагестанцы и представители многих других национальностей, проживающих в России. Очень дружный и сплочённый коллектив. В первый же вечер меня позвали на ночную стрельбу, где я впервые в жизни стрелял из пушки Д-20.

Наш отряд был удивительный – ни одного погибшего с начала спецоперации. Самое лучшее подразделение! Отцы-командиры очень тепло с нами общались, как более взрослые товарищи, много беседовали с новичками. Некоторые добровольцы, молодые парни 18-19 лет, не служили срочную службу, и их приходилось многому учить.

Я спросила, были ли в отряде неприятные люди, которые угнетали, есть ли в армии место дедовщине? Он ответил, что ничего такого не было, в отряде была тёплая, дружеская атмосфера.

Пригодились знания по специальности

ТИМОФЕЙ Талан рассказал, чем занимались военные целый день. По вечерам были плановые стрельбы по корректировкам. А днём помогали мирному населению. Ночевать приходилось в заброшенных дачных домиках. Солдаты восстанавливали разрушенные строения, наводили порядок в брошенном жилье.

Тимофей нашёл себе занятие по своей специальности – как инженер-программист. Дело в том, что в Новороссийске он, между прочим, член молодёжного отдела городской Общественной палаты, разработал и продвигал проект «Новороссийск – чистый город». Он предлагал устанавливать на крышах домов солнечные электростанции. «Домашние заготовки» пригодились на фронте. При отступлении ВСУ под Николаевом разбомбили солнечную станцию. Тимофей брал оттуда уцелевшие солнечные панели и устанавливал их на крышах многоквартирных домов. Всего удалось дать электроэнергию посредством таких установок 45 домам.

– А ещё я получил бесценный опыт по своему проекту, – говорит Талан.

– Были ли за эти два месяца моменты, когда чувствовал дыхание смерти? – не могла не спросить я.

– Был такой случай. Мы ездили за снаряжением, нужно было переправляться через реку, – вспоминает Тимофей. – Наши КамАЗы ожидали переправу. И вдруг рядом, метрах в 50-70, упал реактивный снаряд. У меня сработала реакция, я сразу приник к земле. Это случилось так быстро и неожиданно: секунда – и взрыв. Летящий снаряд не было слышно. А молодой боец, видимо, растерялся и остался стоять. Потом и он упал. Я его осмотрел (Тимофей прошёл медицинскую подготовку, – авт.). Слава Богу, что он был цел и невредим.

Сказал отцу спасибо

ЛЮБОПЫТНО было узнать, была ли у добровольца на Украине связь с родными. Не отобрали ли у него телефон? Оказывается, связь была, но очень плохая. Тимофей продолжал говорить, что он находится на стажировке в Ставрополе. И близкие ему верили.

– А любимая девушка? Неужели у неё не сработала «чуйка»? – интересуюсь у парня.

Но Елена ничего не поняла. Свой секрет Тимофей раскрыл только тогда, когда его двухмесячный контракт закончился – 15 сентября 2022 года.

– Реакция Лены была нормальной. Правда, она сказала, что больше меня никуда не пустит, – говорит парень.

По возвращении в Новороссийск Тимофей сделал любимой, с которой встречается уже четыре года, предложение руки и сердца. И Елена ответила согласием.

– Что первым делом сделал, когда вернулся в Новороссийск?

– Пошёл в сауну, хотелось как следует помыться после военно-полевой жизни.

– Как отреагировали на такой поступок родители?

– Мама сказала, что отец хорошо выпил. Для него новость о том, где я был, оказалась шоком. Да мне и не нужно никаких оценок, я шёл на спецоперацию не ради них, а потому что не мог иначе. Я сказал отцу спасибо, что он меня таким воспитал.

Веское слово

В Новороссийске Тимофей Талан встретился с главой города Андреем Кравченко. Градоначальник пожал руку воину.

– У Тимофея особое отношение к нашей стране – он настоящий патриот. И своим отношением он заряжает всех окружающих. Тимофей – пример настоящего мужчины, который любит Родину, на которого вся страна может положиться – в трудный момент он встанет на её защиту, не сбежит, – сказал Андрей Васильевич.

Присоединяемся к этим словам и желаем Тимофею удачной учёбы и личного счастья!