А ведь совсем недавно, заслышав это словосочетание, моряки и их близкие невольно вздрагивали.

Несколько авторитетных ассоциаций судоходных компаний обратились в Международную морскую организацию и предложили рассмотреть вопрос об аннулировании зоны повышенного риска пиратства в Индийском океане. Судовладельцы считают, что благодаря совместным усилиям властей и бизнеса пиратство в районе Сомали удалось полностью искоренить. В подтверждение приводят статистику: с 2018 года у берегов государств Восточной Африки не было зарегистрировано ни одного нападения. Решение об изменении может быть принято 31 октября, а поправки – вступить в силу уже со следующего года, — сообщает официальный сайт Южной территориальной организации российского профсоюза моряков.

Но не все эксперты с этим согласны. Пиратские нападения, считают они, еще не канули в прошлое, и угроза существует.

«Меняются лишь районы особой опасности – где-то угроза возрастает, где-то на время затухает. Сейчас неспокойно в Гвинейском заливе, в Сингапурском проливе. И неизвестно, что будет в Индийском океане, через который идет основная торговля с Китаем. Огромную роль в этих процессах играет геополитика. А морякам в условиях нестабильности важно сохранять бдительность, чтобы вовремя заметить опасность. Тогда у них будет время на принятие верного решения. Ведь самое главное – сберечь жизнь и здоровье членов экипажей. На пиратстве зарабатывают очень многие, поэтому рано говорить о том, что оно ушло в прошлое, – отметил инструктор машинного тренажера ОСПС морского УТЦ «СКФ-Новошип Тренинг» Олег Котлов.

Если углубиться в историю, то пик пиратской активности у побережья Сомали пришелся на  2008-2012 годы. Первый захват российских моряков в заложники, закончившийся гибелью капитана, произошел в сентябре 2008 года. За судьбой захваченного сухогруза «Фаина» и его последующим освобождением тогда следил весь мир. В 2009 году сомалийские бандиты взяли в плен американского капитана контейнеровоза Maersk Alabama – события легли в основу известного фильма «Капитан Филлипс» с Томом Хэнксом в главной роли. В 2010 году пираты напали на танкер «Новошипа» Moscow University, но атаку при участии российских военных удалось отбить. «Новороссийский рабочий» в свое время активно публиковал интервью с отважными капитанами, которым удалось пережить страшные нападения пиратов и отбить их атаки.  Участники событий отмечали нечеловеческую жестокость нападающих.

Позже удалось противостоять их вероломству совместными усилиями: работодателям и профсоюзам удалось добиться, чтобы на плавсостав, работающий в пиратоопасных зонах, распространялись дополнительные условия. Так, члены экипажа получают бонус, равный базовой ставке, удвоенную компенсацию в случае инвалидности. Кроме того, моряки имеют право отказаться от работы в опасном районе с последующей репатриацией за счет компании и выплатой компенсации в размере двухмесячной базовой ставки. В Российском профсоюзе моряков подчеркивают: изменение этих условий невозможно без проведения переговоров с работодателями на международном уровне.

А где сегодня мореплавателям не спокойно? Зоны риска включают в себя территориальные воды Йемена, Аденский и Гвинейский заливы, западную часть Индийского океана.  А с 1 марта список дополнился еще тремя зонами: Азовское море – к северу от 46° северной широты, северный регион Черного моря и все морские порты Украины.