Все три звонка, что я приняла, очень взволновали меня. На каждый из них, утешая и уговаривая людей, я потратила около часа. Я понимала, что именно сейчас, в это мгновение, людям нужно выговориться. Чтобы снять напряжение, возможно, проговорив свои проблемы, найти верное решение в сложившейся ситуации. Меня потрясло, что все три обращения касались одной проблемы – конфликта с самыми близкими людьми.

Звонила 36-летняя женщина. Она сразу же сказала: «Я не знаю, что мне делать», и выложила свою историю. У неё трое детей, сожитель. Вся многодетная семья с 70-летней мамой проживают в двухкомнатной квартире. Отношения с пожилой родственницей накалены до предела. Дошло до того, что, со слов позвонившей, её мама провоцирует дочь на негативные эмоции, истерики, а затем записывает всё это на видео. В конфликт втянуты и другие родственники, супруга родного брата пожаловавшейся женщины консультирует бабушку, рассказывая ей, что нужно записать и куда затем подать заявление по поводу нарушения закона.

Женщина была в отчаянии, она боялась, что дело дойдёт до драк. Она была разрушена морально этой многолетней войной не с кем-нибудь, а с родной мамой.

Да уж. Жить в панельной двушке многодетной семье с пожилым человеком сложно. Старушке хочется больше отдыхать в тишине, смотреть телевизор, суета большой семьи в таком возрасте ни к чему. Конечно, я понимаю бабушку.

Но что делать многодетной семье? Ей-то куда деться? Женщина меня уверяла, что пока съехать куда-либо из этого кошмара семья не может, на съёмное жильё банально нет средств. Однако она не теряла надежды что-то изменить в будущем: сейчас семья собирает деньги на съёмную квартиру. Нужно ещё три месяца, чтобы с детьми и мужем женщина могла переехать.

Больше всего эту молодую многодетную маму возмущало то, как себя ведёт её самый близкий когда-то человек. Мама, которая её любила, не спала по ночам, когда ребёнок болел, которая волновалась, когда дочь задерживалась в школе, теперь обзывает и прогоняет, «выкручивает» бытовые проблемы так, чтобы дочь срывалась на крик. Тычет ей в лицо камеру телефона, когда молодая женщина вынуждена защищать своих малолетних детей…

Что я могла ей посоветовать? Какими словами утешить? Мой совет был прост: найти возможность как можно скорее съехать. Глядишь, через пару месяцев бабушка уже бы соскучилась по внукам, забыла бы былые обиды. И жизнь наладилась бы!

Внуки прячутся от родного человека

Буквально через час я приняла ещё один звонок, на этот раз от 70-летней женщины. Она просила у меня телефон городского отдела по делам несовершеннолетних.

Я поинтересовалась: что случилось? Бабушка рассказала свою историю. Сначала мне показалось, что я говорю с той самой бабушкой, о которой рассказывала многодетная мать из первой истории. Но в нашей беседе прояснились детали, стало понятно, что в редакцию звонит другой человек. А проблема та же – глубокий конфликт с самыми родными людьми.

Вот её история: пожилая женщина делит частный дом на двух хозяев с дочерью, многодетной матерью, и её супругом. Старушка жаловалась на то, что дочь настроила внуков против неё. Дети не заходят к бабушке. Дошло до того, что, когда внуки встретились с бабушкой во дворе дома, они стали прятаться от неё за стеной. Женщина уверена, что дочь настраивает детей против неё, не даёт общаться.

– Они вырастут фашистами! – с пугающей уверенностью заявила бабушка.

Я поинтересовалась: что произошло между нею и её дочерью? Какой конфликт заставил родную кровиночку стать жестокой по отношению к матери? «Может, дочь имеет вредные привычки?» – поинтересовалась я. Обычно зависимости меняют человека в худшую сторону. Но бабушка отвергла моё предположение, заверив, что её дочь вполне добропорядочная женщина, без вредных привычек. В чём же тогда причина происходящего?

– Наверняка вы что-то сказали дочери в сердцах много лет назад, и она не может вас простить. Как взрослая и мудрая женщина, попросите у дочери прощения. Просто прощения за всё, возможно, за неосторожное слово. Скажите, что вы её любите. Растопите её окаменевшее сердце лаской. Она обязательно оттает и пустит к вам ваших внуков, – уговаривала я бабушку сменить гнев на милость и не звонить в отдел по делам несовершеннолетних, специалисты которого занимаются проблемными семьями. Я опасалась, что вмешательство таких органов может усугубить положение. Мириться люди должны сами, по доброй воле. Скорее всего, дочь таким поведением хочет что-то донести до своей матери?

Не вняла моим словам бабушка, пришлось по её настоянию продиктовать телефон отдела по делам несовершеннолетних. У меня одна надежда – что умудрённые опытом специалисты сумеют примирить конфликтующие стороны. Согласитесь, это семейная трагедия, когда дети прячутся от бабушки. Так быть не должно.

Сын выгоняет на улицу

Третий звонок был от пожилого человека, которому 89 лет. С супругой он проживал в трёхкомнатной квартире, несколько лет назад написал дарственную на одного из своих сыновей. Однако затем передумал, начал просить свою долю в квартире вернуть обратно. Сын стал сопротивляться.

Ссора дошла до рукоприкладства, сын дважды ударил старика кулаком в лицо. Дедушка, между прочим, в молодости довольно известный и уважаемый в городе человек, не простил сыну рукоприкладства. Конфликт дошёл до такой точки кипения, что старик решил уйти жить в дом-интернат для престарелых и инвалидов, на полном серьёзе начал собирать документы.

Однако в казённый дом его не взяли, а друзья уговорили оставаться жить в квартире. А в это время сын забрал к себе супругу старика, то есть свою мать. 89-летний дедушка остался совсем один в квартире. Затосковал. Дозвониться до супруги не смог, вероятно, сын лишил бабушку телефона либо сменил её номер. Ну а потом, со слов дедушки, сын стал просить отца выехать из квартиры. Дед оказался в отчаянном положении. Он плакал по телефону, не веря в подлость, предательство родного сына, которому подарил своё жильё.

Признаюсь, не смогла я утешить старика. Всё было бесполезно. Мои слова проваливались словно в пустоту. Я говорила, что наверняка сын любит его и, скорее всего, не собирается выгонять из квартиры. Наверное, просто напугал отца, чтобы тот утихомирился и просто жил, а не качал права, не требовал дарственную обратно. Нервы старика, состояние которого я хорошо понимала, были взвинчены до предела. Он был настолько плох, что мог наделать в отчаянии непоправимых глупостей.

Я была уверена, что наверняка этому милейшему дедушке не хватает элементарной ласки. Суровый сын настолько ожесточился, что о сыновней любви к папе не было и речи. Да, к сожалению, сыновья зачастую так себя ведут. Они иной раз не могут приласкать мать, не умеют сказать доброе слово отцу. И вот этот сын только и смог направить свой кулак в лицо отцу, вероятно, обидевшему его. Однако он забыл, что перед ним старик, его папа.

Как мне больно за этих людей, которые любят друг друга, но не могут уступить, забыть обиды, попросить прощения, научиться жить в мире и согласии, не выясняя отношения. Как жаль… А ведь жизнь проходит. Внукам не хватает бабушки. Дочери не хватает материнской любви. Бабушке – заботы дочери. Это страшно. Одумайтесь!

Дорогие читатели, а что бы вы посоветовали этим людям? Как можно выйти из затяжных конфликтов? Вам случалось бывать в подобных ситуациях? Как находили в себе силы простить? Позвоните мне по телефону редакции: 61-41-05.