Одной из героических страниц этого противостояния был подвиг курсантской бригады, которая насмерть стояла на Волчьих воротах и на несколько дней задержала продвижение противника в город. Первоначально подразделение состояло из курсантов Урюпинского, Орджоникидзевского пехотных и Каспийского военно-морского училищ, позже её пополнили курсанты других военных училищ. Это были совсем молодые мальчишки 18–19 лет, они попали на фронт после нескольких месяцев учёбы.

Восемьдесят лет назад летом фашисты начали массированное наступление на город. Они были уверены, что Новороссийск будет ими взят 25 августа. Но этого не произошло. Город оборонялся, однако противник подходил всё ближе. В начале сентября особенно тяжёлые бои шли у Волчьих ворот на пересечении дорог Верхнебаканский – Раевская. На этом участке фронта удары гитлеровцев отражала курсантская бригада. На тот момент это уже была даже не бригада, а сводный батальон — по численности он составлял примерно 500 человек.

Из документов, которые были в распоряжении Тамары Юриной, следует, что только одним взводом курсантской бригады под командованием сержанта Архипова было уничтожено 3 танка и несколько автомашин.

Молодые бойцы из сводного батальона под командованием Вениамина Миндлина несколько дней не давали врагу сломить оборону в этой местности. Это позволило другим частям красноармейцев отойти на внутренний обвод Новороссийского оборонительного района (НОР).

Сам двадцатитрёхлетний комбат был тяжело ранен 2 сентября. Автоматной очередью ему прошило тазобедренный сустав, осколок гранаты пробил череп и раздробил правую кисть. Фашисты были рядом с раненым капитаном. Чтобы не достаться врагу в таком беспомощном состоянии, Миндлин готов был на отчаянный шаг. Он уже приставил левую руку с пистолетом к виску. Но его спасла медсестра Надежда Бойко. Она сумела вытащить командира с поля боя.

Вениамин Миндлин и в таком состоянии продолжал командовать своим подразделением, ведь приказа об отходе не получали. Два курсанта-артиллериста таскали его на носилках, раненый комбат руководил боем. Позднее за свой подвиг Миндлин был награжден орденом Ленина, а медсестра Надежда Бойко – орденом Красного Знамени.

Батальону капитана Миндлина пришлось вести непрерывные бои на подступах к Новороссийску восемь суток. Из них трое суток — в окружении. К концу подходили боеприпасы, продукты закончились. Те крохи, которые оставались, отдавали раненым.

Не было связи с командованием, бойцы не знали, что происходит в оборонявшемся городе. Связь со штабом Новороссийского оборонительного района сумел установить начальник химической службы курсантской бригады капитан В. Зорин. Он пробрался туда через позиции противника. Вернулся назад к Волчьим воротам с приказом выходить из окружения в ночь с 5 на 6 сентября. Нашими войсками были оставлены Васильевка и Глебовское. Остатки сводного курсантского батальона 103-й бригады в ночь на 6 сентября сумели пройти через лесистую горную местность и занять позиции в районе горы Долгой.

В окрестностях Волчьих ворот бился и 2–й артиллерийский дивизион. Когда у моряков-артиллеристов закончились все снаряды, они взорвали свои орудия и стали также выходить из окружения. Вместе с ними прорвались курсанты Архипова и бойцы заградительного отряда. Им пришлось участвовать в тяжёлых уличных боях.

Именно 6 сентября по Анапскому шоссе из Тоннельной в Новороссийск прорвались фашистские танки. В этот день гитлеровцы овладели железнодорожной станцией Новороссийск, подошли к заводу «Красный двигатель». Тогда от советских воинских формирований уже оставались небольшие группы бойцов, которые отчаянно сопротивлялись. Вот, что вспоминал позднее участник обороны Новороссийска и будущего десанта на Малую Землю Иван Васильевич Жерновой.

«В сложившейся обстановке всё зависело лишь от мужества, стойкости и героизма защитников города, силы которых уже были на исходе. Если считать названия частей и подразделений, то получалось, что оборону держат большие силы. Здесь и 103-я курсантская бригада, и 15-й отдельный батальон морской пехоты, и 17-й отдельный батальон морской пехоты, и отряд моряков Керченской и Новороссийской военно-морских баз, и другие. Однако все они были обескровлены, малочисленны и совершенно измотаны в непрерывных боях». Многие части подлежали переформированию.

Известно, что на 6 сентября 1942 года из 103-й курсантской бригады осталось только 70 бойцов – из 500. А в начале оборонительной операции курсантская бригада насчитывала более 3000 бойцов. Но эти бойцы сохранили свое знамя. Его смог вынести из боя под Волчьими воротами капитан Зорин. И какое-то время это знамя служило знаменем бойцам других частей, пробившимся к цементным заводам, где впоследствии остановили врага.

6 сентября начались жестокие уличные бои, которые продолжались по 10 сентября. Самые тяжёлые из них были в морском порту, на улице Портовой, в районе холодильника, у нынешнего центрального рынка. Тогда Базарная площадь несколько раз переходила из рук в руки.

Шло сражение за каждый дом. Советские части не дали фашистам с лёгкостью, как они мечтали, занять большую часть города.

В эти дни стояли насмерть не только курсанты. Батальоны морской пехоты в центре города оказались отрезаны от основных сил. Они вели оборону несколько дней. И только 10 сентября оттуда стали эвакуировать защитников города на другой берег Цемесской бухты на подручных плавсредствах. Сколачивали плоты, надували автомобильные шины, использовали сейнеры, рыбацкие лодки. Отправляли бойцов от причалов рыбозавода.

Все, кто смог уйти в район Сухумского шоссе, ещё 12 дней вели жестокие оборонительные бои на восточной окраине Новороссийска. Продолжали защищать главную дорогу, ведущую в Закавказье. Это продолжалось до подхода 318-й стрелковой дивизии. Бойцы советской армии сделали всё, чтобы остановить продвижение противника.

К концу сентября стало ясно, что в районе цемзавода «Октябрь» сформировалась стабильная линия фронта, стало ясно, что планы гитлеровцев выхода на юг Советского Союза, к нефтяным месторождениям, провалились.

Уже после победы в Великой Отечественной войне много говорилось о заслугах различных воинских частей в битве за Новороссийск. Только так вышло, что подвиг курсантов, оказался позабыт. Но несколько десятилетий спустя о нём историку Тамаре Юриной напомнил один из ветеранов – В. Ф. Городилов. Но он не помнил точной даты, когда велись оборонительные бои на Волчьих воротах. Началась сложная поисковая работа учёного.

Да и сами бывшие курсанты сделали всё, чтобы добиться установки памятника на Волчьих воротах. Он был открыт 15 сентября 1988 года.