Прикоснись к легенде

В центре города-героя, у всех на виду, находится уникальный крейсер-музей «Михаил Кутузов», который называют визитной карточкой Новороссийска. Он неизменно притягивает туристов, но все ли горожане побывали на его борту?

В живых он остался один

Крейсер входит в состав Центрального военно-морского музея, и экскурсию по нему для нас провела младший научный сотрудник музея Любовь Семёнова.

У крейсера счастливая судьба и славная история. Счастливая потому, что именно «Михаил Кутузов» – единственный из своих 14 собратьев, таких же крейсеров серии 68 бис, остался в живых. Крейсер был двенадцатым по счёту боевым кораблём серии. В конце 50-х годов ни у одной из стран не было такого мощного морского вооружения. Сойдя с судоверфи в Николаеве, корабль выполнял боевые задачи, в частности, в его легендарной летописи вписана и страница участия в арабо-израильском конфликте.

Днём рождения считается 9 августа 1954 года. Именно в этот день на нём был водружён флаг ВМФ. Кораблю-музею сейчас 67 лет. За годы своей активной службы он много где побывал.

Судьба его собратьев была более печальной, некоторые погибли, другие ушли «на иголки». Но «Михаил Кутузов», так уж сложилось, избежал участи быть распиленным на металлолом. И во многом благодаря ветеранам-«кутузовцам», служившим на корабле, именно они рьяно отстаивали право дорогого им корабля жить и дальше, а ещё воспитывать на нём подрастающее поколение.

Борьба за сохранение крейсера как памятника отечественного кораблестроения была бурной и многолетней. Большую роль в судьбе крейсера сыграл ветеран Великой Отечественной войны Лука Шапошников, служивший на судне. Он писал письма в различные инстанции, организовал настоящую «спасательную операцию». Веское слово в защиту «Михаила Кутузова» в своё время высказал председатель правительства России Евгений Примаков, до которого дошли петиции в защиту корабля. Тогда Евгений Максимович и решил судьбу крейсера.

Притяжение крейсера

В 2001 ГОДУ «Михаил Кутузов» покинул Севастополь и прибыл в Новороссийск. К месту стоянки в городе-герое его сопровождали 4 буксира флота порта и 4 буксира Новороссийской военно-морской базы. Вот так крейсер оказался у нас.

Любовь Семёнова первым делом провела нас по кормовой части крейсера, рассказала о якорных устройствах, продемонстрировала корабельный колокол. На крейсере можно посмотреть и зенитные установки, и ясно представить себе, как был обустроен быт служивших здесь военных моряков.

Почти шесть часов мы исследовали корабль, что называется, вдоль и поперёк. Но это время пролетело как одна минута.

Вот здесь, например, в салоне флагмана, накрывались столы для глав дружественных стран. Особый уют до сих пор царит в кают-компании, где собирались офицеры. Здесь они играли в шахматы, шашки, им разрешалось курить и обращаться друг к другу без воинских званий. В кают-компании были свои особые правила. Нельзя было затрагивать темы политики, религии, а также заводить споры.

Наш экскурсовод уверенно ведёт нас по крейсеру. Без сопровождающего, который здесь хорошо ориентируется, экскурсоводу  можно и заблудиться. Как же не плутал тут  экипаж? Как размещались на крейсере одновременно 1130 человек (из них на крейсере служили 70 офицеров, 90 мичманов, 970 матросов срочной службы)?

Все эти вопросы роятся в голове, когда ты впервые исследуешь корабль. Проходы по коридорам довольно узкие. Идя по ним, понимаешь, что морякам большого роста обитать здесь было непросто. Впрочем, как говорится в некоторых источниках, великанов сюда и не брали. В основном моряки были не выше 1 метра 70 см ростом. Но! Судя по фото экипажа, мужчины были плечистыми и крепкими.

Побывав на крейсере, мы поняли, что у «Михаила Кутузова» есть душа. И она притягивает к себе другие родственные души. Например, наш экскурсовод, впервые побывав на корабле как турист, ощутила это притяжение и поняла, что должна работать именно здесь. Для этого пришлось поменять даже место жительства.

Изучая библиотечные книги, грамоты, дембельские альбомы и прочие раритеты, Любовь Анатольевна убедилась в том, что гостеприимный крейсер связывала тесная дружба с прекрасными людьми и целыми городами.

Например, корабль очень почитали жители Курска. Делегация курян в качестве подарка преподнесла крейсеру цилиндр с курской землёй. И этот дар сейчас находится на борту музея. Два ветерана-курянина, которые служили на крейсере в шестидесятые годы, приехав сюда на экскурсию, расплакались, увидев дары земли курской.

Давняя дружба связывает крейсер и с Ижевском. Помимо подарков, которые вручили крейсеру жители города, в своё время мэр Ижевска принял горячее участие в судьбе корабля. Он боролся за сохранение крейсера и выделил деньги на покупку 6 тонн краски, когда требовалось перед переходом из Севастополя в Новороссийск покрасить корабль.

А ещё крейсер «Михаил Кутузов» всегда был активным и спортивным.

Здесь устраивались соревнования по перетягиванию каната, была даже своя футбольная команда. И собственная типография, в которой, согласно доброй традиции, печатали в том числе и памятные адреса. Один такой красиво оформленный подарок мы увидели лично. Адреса вручали офицерам, получавшим новое служебное назначение.

А вот ещё один любопытный документ. В 1967 году экипаж крейсера вызывает на социалистическое соревнование своих товарищей – экипаж крейсера «Грозный».

– И вот недавно к нам на экскурсию приехали ветераны, служившие на «Грозном». Я сразу сказала, что у меня для них есть сюрприз. Увидев упоминание о своём родном крейсере, который не сохранился, ветераны не сдержали слёз, – поведала Любовь Анатольевна. – Вячеслав Рындин из Саратова, Михаил Очнев – новороссиец и Юрий Тесленко из хутора Новоукраинского поделились своими воспоминаниями о службе, а ветеран Николай Пронин, служивший на крейсере «Михаил Кутузов» с 1967 года, передал фотографии, представляющие огромную ценность для истории.

Дружба крепче каната

С Новороссийском у крейсера также давняя неразрывная связь. Побывав в библиотеке, где собраны действительно редкие издания, мы увидели книги с посвящениями экипажу крейсера. И немало таких изданий было подарено кораблю новороссийскими комсомольцами, пионерами, которые желали экипажу отличной службы. Где сейчас эти пионеры, которые подписывали искренние пожелания военным морякам каллиграфическим почерком?

Изучив крейсер, заглянув в кубрики и санчасть, людям с богатым воображением можно представить, как всё было обустроено в те годы, когда корабль выполнял боевые задачи. Здесь была своя медсанчасть, где по необходимости могли даже проводить операции. На крейсере пекли хлеб, а питание в кубриках организовывалось бочковым способом. Это значит, что первое, второе и компот бочковые (разносившие пищу) приносили товарищам прямо в кубрик. А после приёма еды тут же мыли посуду и убирали в  свои шкафчики.

А вот и кубрики. Матросы жили в спартанской обстановке, тут не было никаких излишеств. Кубрики (а их на крейсере 38) были рассчитаны на разное число служащих: от 20 до 80  человек. Далеко не во всех есть иллюминаторы.

Зато каюты для офицерского состава напомнили мне номера в хороших советских гостиницах. Конечно, особой роскошью они не блещут, и кровати тут тоже есть двухъярусные, зато письменные столы хорошего дерева и стулья, обитые добротной тканью в клетку, придают особый уют обстановке. И ты словно слышишь запах хорошего табака и ощущаешь аромат наикрепчайшего кофе, только что извлечённого из дефицитной когда-то жестяной банки.

Что хранилось в рундуках матросов, какими книгами они зачитывались?

Кое-какие факты можно восстановить, например, побывав в святая святых – библиотеке. Здесь стоит необыкновенный запах дерева и старых книг, которые тускло поблёскивают корешками на полках. Натурального дерева на крейсере вообще очень много. Шкафчики и столы из бука сделаны добротно, не сравнить с современными изделиями из шпона! Полки в библиотеке тоже из натурального материала.

Мы отыскали здесь много редких книг из популярной в советские годы серии «Жизнь замечательных людей», нашли и учебник русского языка для матросов, плохо владеющих «великим и могучим». Оказывается, были и такие пособия.

А ещё из иллюминатора одной из кают как на ладони видна Цемесская бухта, новое здание управления порта. Прибывая ранее в город-герой, крейсер «Михаил Кутузов» ещё не видел этой современной картины.

 Мы узнали, что на крейсере постоянно проживает кошка Муся, которая на момент нашего посещения отиралась на молу, выпрашивая у рыбаков свежий улов, зато по ночам верная служащая всегда заступает на вахту.

Мы покидали крейсер в уверенности, что ещё много тайн осталось здесь, и нужно вернуться, чтобы погрузиться в историю крейсера «Михаил Кутузов» ещё на большую глубину.

Корреспонденты «НР» выражают особую благодарность нашему экскурсоводу Любови Семёновой за увлекательное путешествие по крейсеру.