Под вечернее платье … кеды

Чёрное платье из натурального шелка с фатиновыми рукавами — подобное на вручение премии «Оскар» в 2019 году надевала голливудская звезда Скарлетт Йоханссон , а сегодня его наденет новороссийская выпускница Настя.

— Правда, под это вечернее платье наша выпускница выбрала не босоножки на шпильках, а… кеды. Романтический шик в сочетании со спортом и универсальностью – вот сегодня тренд сезона на школьных балах, — рассказывает хозяйка авторского ателье Ольга Шевцова, к которой я заглянула узнать, чем живут сегодня швейные мастерские.

Выпускницы для портных — самые сложные клиенты: как правило, капризны, не всегда знают, чего хотят, а настроение меняется в зависимости от баллов за сданный ЕГЭ. Мамы выпускниц порой куда сговорчивей юных заказчиц.

Портные надевают на манекен наряд, в котором на школьном балу продефилирует мама выпускницы – шёлковое малиновое платье-комбинацию и кардиган, на котором леопардовый принт переходит в крупные фиолетово-розовые цветы по низу. Я бы сказала на это «вау»!

— На современные балы необязательно заказывают вечерние платья, — рассказывает портниха Ольга Костина. – Например, одна из выпускниц захотела брючный костюм-тройку, практически мужской крой. И он на ней сидел великолепно! Обычно заказчицы просят универсальную вещь — чтобы потом её можно было носить.

Италия, оказывается, никуда не делась!

В авторском ателье Ольги Шевцовой практически все заказы –индпошив. Клиентская база за двадцать лет не изменилась, только клиентки повзрослели.

— Женщины хотят хорошо одеваться, но не могут купить в магазинах ничего интересного, элегантного. Ну вот, к примеру, шёлковый костюм ты сейчас где купишь? Нигде, — рассуждает Ольга Шевцова. — Про качество я вообще молчу. Вещи из новороссийских магазинов на один сезон, а дальше — хоть выбрось. А мои клиентки говорят, что сшитые мной платья они носят годами. Можно вытащить из шкафа через десять лет платье и с удовольствием его надеть. Оно не утратило своего вида. В первую очередь — из-за высокого качества тканей. Я все эти годы шью одежду из итальянских тканей, в основном это марочные принты – «Гуччи», «Диор», «Дольче Габбана», «Москино», «Айсберг», «Хуго Босс»… 18 лет мы работаем с итальянскими складами. Даже новая политическая обстановка не сломала нашей крепкой дружбы. Мы всё равно продолжаем получать натуральные шелка, шерсть и вискозу из Италии, но только теперь итальянцы страхуются, требуя полную предоплату и несколько изменив логистику доставки.

Онлайн рулит

Ольга Шевцова, рассказывает, что новые технологии упростили коммуникацию портного и заказчика. Иногда они первый раз встречаются уже на примерке.

— Сейчас всё просто: постоянный клиент, чьи данные есть в нашей базе, присылает фотографию модели платья из Интернета, так же дистанционно выбирает ткань. Фото, видео – всё в «онлайне». К нам клиентка приходит уже на примерку, — рассказывает Ольга.

А вот платья от-кутюр, для красной дорожки – сегодня шьют, как правило, в период подготовки к выпускным балам.

— К сожалению, заказов нарядов из серии «для красной дорожки» в последние годы очень мало. В Новороссийске их банально некуда надеть. Раньше были модные показы, помпезно открывались новые рестораны, журналы, бутики, куда требовался определённый дресс-код. А что сейчас? Ничего! Разве что свадьбы да выпускные остались.

Поинтересовалась я расценками этого ателье: пошив брюк — от 6000 рублей, платья — от 8000 рублей, блуза стоит от 10000 рублей, юбка – от 5000 рублей.

Интернет добавил швеям работы

Я прогулялась по вещевому рынку и удивилась, как много сегодня крошечных мастерских, где шьют и перешивают одежду.

— Работы – по самые уши, — образно ответила мне Валентина Голованова, которая за швейной машинкой 45 лет, и в своём личном ателье и директор, и художник, и закройщик, и швея в одном лице. Работа в основном связана со штопкой дырок, укорачиванием, ушиванием и всевозможными переделками. И в последний год работы стало в разы больше! Потому что народ всё чаще покупает по Интернету, в магазинах дистанционной торговли, а подобрать нужный размер не умеет. Покупают кота в мешке! Бывает, приносят вещь меньше размером, и что мне с этим делать? Как выручать человека? Как из «поменьше» сделать побольше?

— Вот на днях принесли женский брючный костюм — верх нормальный, брюки сильно малы. Выбросить жаль – ведь костюм стоит недёшево — 15 тысяч рублей. Пришлось делать вставки в брюки — лампасы. Я говорю клиентке: вы в следующий раз не меньше размером, а больше берите!

Валентина Петровна не скрывает, что качество тканей и пошива одежды, купленной по Интернету, оставляет желать лучшего.

— Голимая синтетика, крой отвратительный. Нормальное качество только у марочных вещей – «Картье», «Дольче & Габбана», «Этрю»… Вот на днях принесли на переделку детское платье «Дольче и Габбана». Это фантастика: дорогой трикотаж, подкладка, потайная молния, которая прикрыта так, что её не так просто найти… Приятно такую вещь взять в руки! А сейчас я переделываю пиджак, купленный клиенткой в Интернете. Обнять и плакать… На чьей коленке он сделан?

Цеховики вернулись

Валентина Петровна говорит, что Интернет-магазины снабжают одеждой на продажу… цеховики.

— В Интернет-магазинах даже не китайская одежда, — открывает она мне глаза. — Китай сейчас делает очень качественные вещи. Интернет-магазинам поставляют одежду цеховики из Туркменистана, Казахстана. Они сейчас очень много шьют для России. Шлёпают фирменные этикетки на вещи и — вперёд.

Индпошив в ателье тоже есть, но сегодня занимает лишь треть от всех заказов.

— Индпошив предпочитают женщины с особенностями фигуры. Вот, к примеру, есть у меня клиентка инвалид-колясочник. Но она обожает красиво одеваться! Одежду ей в магазине подобрать сложно, — рассказывает Валентина Петровна.

 Интересуюсь, может ли мастер сшить платье, как у актрисы с церемонии награждения «Оскар»? Бывает такое, что несут фотографию с церемонии и просят сшить?

— Буквально на днях я отдала клиентке на выпускной бал чёрное винтажное платье, оригинал был на актрисе на какой-то церемонии, уже не помню какой, может, и «Оскар»: два слоя шифона, драпировка, роскошные рукава. Получилось полностью повторить платье, моя работа стоила 15 тысяч рублей. Недавно шила вечернее корсетное платье, только работа уже стоила 20 тысяч рублей, — говорит швея.

На портниху можно выучиться

Хозяйка ателье «Арабеска» Вера Проневская говорит, что сегодня самая большая проблема швейного бизнеса – дефицит кадров. В городе не осталось ни одного ПТУ, где готовили бы портных, закройщиков. Набрать работников в ателье просто неоткуда. Мастера, получившие образование раньше, открывают свои мастерские или трудятся на дому как самозанятые. По городу полно объявлений о швейных услугах в квартирах. Руководитель Центра занятости населения Новороссийска Наталья Клименко сообщила, что Центр занятости может организовать обучение женщин по специальности — швея, если будет спрос на таких мастеров и если наберётся группа.

Фото автора: хозяйка авторского ателье Ольга Шевцова — в таком наряде сегодня на выпускном балу будет одна из новороссийских мам.