И везде было интересно!

На улице Советов в здание музея выстроилась огромная очередь: люди ждали 18 часов, чтобы войти в залы, где их ожидало очень много любопытного.

Фото Анатолий Поздняков

Сначала собравшихся «посвятили в пионеры». Детишки в пионерских галстуках прочли бодрые стихи, и люди, которые еще застали советское прошлое со слезами на глазах аплодировали школьникам. В зале звучали задорные пионерские песни, гимн «Взвейтесь кострами!», — все это навевало определенные воспоминания. Собравшимся предлагали примерить пионерский галстук.

Фото Анатолий Поздняков

— Помнят руки! – ловко повязывая и поправляя узелок обрадовалась одна из посетительниц.

— А я до сих пор вспоминаю, как тяжело было его гладить, — ощупывая алую ткань поделилась другая бывшая пионерка.

Повторяя за сотрудницей музея пионерскую клятву, новороссиец Вадим изо всех сил старался сохранять серьезное выражение лица: пионером ему быть не довелось, поэтому он часто путал слова.

Сотрудник музея Инна Бакумченко, которая готовила выставку к 100-летию пионерии, рассказала, что экспозиция по истории пионерской организации собрана из фондов музея.

— У нас богатая коллекция по истории пионерской организации, потому что каждый советский ребенок был когда-то пионером. Есть уникальные экспонаты: это фото 20-30 -х годов. Вот, например, пионерский билет 1924 года. Это документ первого героического пионервожатого города — Евгения Шандарова, он погиб в годы войны. История семьи Шандаровых очень интересна. Сестра Евгения – Ольга – впоследствии возглавила первый Дворец пионеров в нашем городе, он был на улице Советов.  Ольга Николаевна передала в музей бесценные материалы, воспоминания, фото. На долю первых пионеров выпали трудные годы: голод, разруха 20 годов. Пионеры ездили в Кабардинку и Широкую балку бороться с саранчой, активно участвовали в тимуровском движении, много учились и работали.

Фото Анатолий Поздняков

Сама Ольга Шандарова – из семьи, где было 9 детей. В 1918 году ее отец трагически на цемзаводе от производственной травмы. Было очень тяжело, но девочка получила высшее образование в Москве и впоследствии стала известной личностью в городе, — сообщила собеседница.

В открывшемся до войны Дворце Пионеров было 6 кружков, после войны их стало уже 16. Занятия были бесплатными.

Очень интересно было еще одном зале, где гостей ждал увлекательный квест: надо было освоив дешифратор, разгадать задуманные слова и отыскать изображения старинных предметов: фибулы, амфоры, акинака на картинках. Прошедшим квест выдавался специальный сертификат знатока старины.

— Ночь музеев я посещала много лет назад, а сейчас пришла с дочкой, — поделилась одна из участниц квеста. – Хочу сказать, что сейчас намного интереснее! Все эти конкурсы, викторины, так увлекательно! Вот с дочкой с большим увлечением разгадываем зашифрованные слова. Сейчас пойдем в другой зал – изучать историю Великой Отечественной войны.

И правда, диараму высадки десанта видели далеко не все, кто живет в Новороссийске. О чем и говорили, тихо перешептываясь в зале.

— Я была здесь еще школьницей, мы жили в соседнем с музеем доме, — рассказала Светлана.- И вот через много лет я снова здесь. Когда бы еще зашла?

Фото Анатолий Поздняков

Огромный интерес вызвали у посетителей так называемые «гаджеты» советских времен: арифмометр (прообраз калькулятора, был такой у моего дедушки), печатная машинка – прародительница компьютера. На ней можно было и поработать, но очередь из желающих выросла огромная, поэтому мне лично не удалось вспомнить свою школьную учебно-производственную практику, где мы «стучали» на таких агрегатах на «скорость».

Еще в одном зале открылась новая выставка живописи Наталии Романовской-Степановой «Красивая жизнь». Посетители могли пообщаться с автором о ее творчестве.

Натюрморты, цветы, ботаническая живопись, — Наталия Владимировна активно работает в этих жанрах, а «натуру» выращивает в своем саду в поселке Саук-Дере Крымского района.

В здании музея на пр.Ленина тоже было очень оживленно. Там новороссийцев ждали другие экспозиции. На одной из них – палеонтологической – можно было увидеть зуб «новороссийского» мамонта и голову комара.

Голова комара под микроскопом – это незабываемое зрелище. Очень похожа на скелет какого-то ископаемого животного. В Новороссийском историческом музее-заповеднике на проспекте Ленина, 59 в Ночь музеев разрешали рассматривать в микроскоп всякую мелочь, чешуйки, шелуху, чьи-то крылышки. Но надо было выстоять очередь, хотя «работали» сразу несколько микроскопов.

В этот майский вечер всё и все смешались в самом музее и на площадке перед ним, где шел концерт. Такого количества посетителей не было как минимум два года, когда из-за коронавирусных ограничений приходилось избегать общественных мест.

Культурная тусовка состоялась! Множество людей ходили по залам и рассматривали экспонаты. Милые девочки что-то мастерили за большим столом, к которому не так легко было пробиться – судя по программе Ночи музеев, здесь создавали народную куклу.

Пара музейных стендов представляла очень далекое «новороссийское» прошлое, то, когда в этой местности водились мамонты. Да, наши мамонты, или южные слоны, когда бродили там, где сейчас Раевская или Абрау-Дюрсо. А мы сейчас можем увидеть зуб и части бивня этих животных. Это уникальные экспонаты из фондов музея, широкой публике представлены впервые.

Кое-кто из посетителей с удовольствием стал участвовать в викторине. Ее проводил элегантный сотрудник музея, известный в городе биолог Михаил Лучкин. Он был в утонченной черной маске, которая еще не совсем ушла в прошлое, и галстуке-бабочке. Хотелось остановиться и слушать интересные вопросы и интересные ответы. Но любознательная толпа увлекала за собой в зал, где размещается экспозиция «Старый Новороссийск».  И там можно было уже спокойно созерцать интерьеры прошлого века, думать о людях, которые жили до нас.

А сотый по счету посетитель Ночи музеев Александр получил призы: билеты в кино и в музей на дальнейшие выставки.

Виктория Николаенко

Светлана Добрицкая