Стали известны предварительные итоги переписи населения, которая прошла в прошлом году. Так, на Кубани сейчас живет 5,8 миллиона человек. Данных по Новороссийску-2021 пока нет. Но зато мы точно знаем, каков был среднестатистический новороссиец в конце 19 века.

Переписчиками стали грамотные солдаты

Самая первая полноценная перепись в нашей стране была проведена больше века назад. Черноморская губерния, центром которой был Новороссийск, имела собственную уникальную структуру и прекрасные перспективы.

Вообще-то пересчитывать народ в России стали еще со времен Петра Первого. Но делалось это только для того, чтобы определить основных налогоплательщиков и будущих солдат. Лишь в конце XIX века созрело решение провести всеобщую перепись населения в один день, по единому плану. На 28 августа 1897 года был назначен день переписи.

К ней привлекли грамотных отставных солдат, студентов, представителей интеллигенции, даже дворян. Вопросы, на которые отвечали столетие назад, во многом совпадают с нынешними. Но тогда внимание уделялось еще и вероисповеданию, сословию и физическим недостаткам каждой переписываемой души.

При подсчете и обобщении всех данных на уровне российского Центрального статистического комитета впервые использовалась счетно-табличная электрическая машина, изобретенная Германом Холлеритом, — усовершенствованный арифмометр. Герман Холлерит создал фирму, на базе которой впоследствии возникло производство компьютеров марки IВМ. Несмотря на внедрение передовых технологий, которые значительно сократили расходы на анализ информации, денег, выделенных правительством, не хватало. В 1900 году по этому поводу даже собиралось особое совещание под председательством товарища министра внутренних дел сенатора Дурново. Было решено сократить план обработки материалов, ведь дополнительных средств на эти цели не нашлось.

34 жителя на версту

— Поскольку Российская Империя была очень обширна (в 1897 году в ней проживало около 127 миллионов человек), то и статотчеты о переписи издавались по частям, — рассказывал «НР» Председатель городского исторического общества Сергей Новиков. – Каждой губернии посвящались отдельные так называемые тетради переписи. В них отражалась не только демография, но и география.

Так, в одной из «наших» тетрадей сказано, что «Черноморская губерния… тянется узкой полосой около 250 верст длиной по северо-восточному берегу Черного моря… В административном отношении губерния делится на 3 округа – Новороссийский, Туапсинский и Сочинский, из которых последний занимает 3/5 пространства всей губернии». Но население распределилось совершенно непропорционально этой территории. Всего на январь 1897 года Черноморская губерния насчитывала 57 тысяч 478 жителей. Из них на Новороссийск и его округ приходилось порядка 34 тысяч человек. А в самом городе проживало 16 тысяч 897 человек. Причем в состав Новороссийска тогда не входила Зацемесская сторона, которая фактически была городским районом. Обитателей портовой территории, цемзаводов, частных имений, Мефодиевки и других поселений считали отдельно. Их количество достигало более 7,5 тысяч. Новороссийск выглядел настоящим мегаполисом по сравнению с другими городами. Туапсе, например, насчитывал 1392 жителя, а нынешний гигант побережья – Сочи – всего 1352 человека. Сочи и Туапсе тогда имели статус посадов, или поселков городского типа.

Плотность населения Черноморской губернии была невелика – 8,9 человека на квадратную версту. А в среднем в России этот показатель составлял 17-33 человека на версту. Но в Новороссийском округе плотность населения оказалась выше среднероссийской – 34,1 жителя на квадратную версту. Такая густонаселенность города и округа связана прежде всего с бурной индустриализацией города. Большая часть новороссийцев были пришлыми, люди приезжали сюда на заработки, причем работа на железной дороге, в вагоноремонтных мастерских требовала определенных знаний и рабочей квалификации. Поэтому количество грамотного городского населения Черноморской губернии составляло 62,5 процента. А в общероссийском масштабе только 31,2 процента жителей имели определенное образование.

Невесты были в дефиците

Большинство официальных новороссийцев того времени – крестьяне (7198 человек) и мещане (6523 человека). Оба этих сословия были задействованы в сельхозработах и зарождавшейся промышленности. Особенности трудоустройства повлияли на половой состав населения. На 100 мужчин приходилось примерно 65 женщин. Поэтому у последних было гораздо больше шансов вступить в брак. Замужних женщин в городе насчитывался 71 процент, в то время как женатых мужчин было менее половины. Потомственных дворян и членов их семей в Новороссийске было 149, чиновников не из дворянского сословия вместе с домочадцами – 104 человека, а лиц купеческого сословия насчитывалось 182.

Пенсионеры в городе почти не заметны

Еще одна новороссийская особенность – разнообразие народностей, языков и религий на одной территории. Мало где еще в России встречалась подобная смесь. На великорусском, малорусском, белорусском языках говорили 13120 горожан. Более 900 использовали для общения греческий, более 380 – армянский. Что касается вероисповедания, то в Новороссийске преобладало православие (14203 человека), на втором месте оказалась иудейская конфессия (980 человек), на третьем – католическая (723 человека). В конце XIX века средний возраст жителей Черноморской губернии составлял 20-29 лет. Пожилых людей, старше 60 лет, насчитывалось всего около 3 процентов. Можно считать, что местное население было довольно здоровым. По результатам переписи обнаружилось всего 100 человек с существенными физическими недостатками – слепых, глухонемых, умалишенных и т.д.

Такую непохожесть самой маленькой в стране по территории и населению Черноморской губернии составитель отчета о переписи, работник Центрального статистического комитета В. Степанов объяснял политикой российского правительства. После выселения части горцев с Черноморского побережья Кавказа в Турцию эти земли пустовали. Места, отведенные властью для новых переселенцев, казались непривлекательными. Пугала их отдаленность от центра и климатические условия. Заболоченные пространства, в том числе и наши цемесские плавни, оставались источником инфекций. Только в последнее время, — писал Степанов, — после ознакомления с краем и его основными богатствами, после принятия правительством различных мер обеспечения края путями сообщения и после предоставления новых льгот… появилось стремление к приобретению новых земель, расположенных по Черноморскому побережью».

Надо заметить, что участки под строительство и под приусадебные хозяйства в окрестностях города отводились бесплатно. А купить их в собственное владение можно было за символическую цену.