Обычно за праздничным редакционным столом мы вспоминаем, с какими великими и интересными героями мы встречались по долгу службы. Мы решили поделиться этими байками с нашими любимыми читателями.

Матвей ПРОКОПЕНКО: «Что главное в танке?»

— После наводнения в 2002 году в Новороссийск приезжал генерал армии, полномочный представитель президента Российской Федерации в ЮФО Виктор Казанцев. Он встречался с пострадавшими людьми, пытался понять причины трагедии. Виктор Германович оказался очень простым человеком. С большим чувством юмора. Он проверял журналистов, загадывал им загадки. Однажды на импровизированной пресс-конференции он спросил: «Что главное в танке?». Я попытался ответить, потому что ответ знал. «Вижу, вижу, знаешь, но молчи», — посмеялся генерал.

Был в Новороссийске с визитом и председатель Госдумы Геннадий Селезнев, и министр обороны Сергей Иванов. Я брал у них интервью. Все они очень простые люди, нормальные русские мужики.

Приятные впечатления остались у меня от визита советского актера театра и кино Спартака Мишулина, он был в Новороссийске в 1996 году. Он очень приятный, дружелюбный человек. Я помню его по детской передаче «Будильник» на советском ТВ. Мы долго с ним разговаривали. После беседы он рассказал анекдот: «Из пункта А в пункт Б вышел поезд. Из пункта Б в пункт А вышел другой поезд. Мчатся они друг другу навстречу, мчатся. Но так и не встретились. А почему? Не судьба!».

Анатолий ПОЗДНЯКОВ, фотокорреспондент «НР»: «С Магомаевым горланили песни всю ночь».

— В девяностые годы я часто захаживал в гости к Владимиру Демшину, хозяину кофейни в гостинице «Новороссийск». Мы с ним дружили, Ильич потрясающе готовил в турке молотый вручную кофе на песке. Каких только великих личностей я не повидал в этом кафе, которое мы любовно называли «У деда»! Однажды вечером заходит мужик высокого роста. Мама дорогая, это же Муслим Магомаев! Все в шоке, Владимир Ильич давай варить кофе, угощать великого гостя. В общем, вечер растянулся до четырех утра. Мы пили кофе и коньяк, Магомаев пел свои песни вместе с оперной певицей Тамарой Синявской.

Какой все-таки он простой и приветливый, милый человек, без единого понта! Помню, что Муслим много курил и много рассказывал. Очень любил вспоминать о своей родине Баку. Утром директору гостиницы «Новороссийск» Григорию Цеханскому доложили, что в гостинице была пьянка с шумом и песнями до утра. Наутро директор вызывает Владимира Ильича к себе на ковер, спрашивает, что это было? Демшин говорит, что просто с Магомаевым пели песни. Цеханский в шоке: «Что ты меня не позвал?».

Я тогда был без фотокамеры. Очень жалею, что не снимал.

 Марина РЫБКИНА: «Меня видел Путин»

— Самый известный человек, с которым меня сводила журналистская практика, — Владимир Путин. Главу государства с нескольких метров, определенных ФСО, я видела в три его визита в Новороссийск. Первый раз очень близко — в кабинете администрации, ждали долго, и я успела познакомиться за бутербродами с Андреем Колесниковым, журналистом из президентского пула, в его неизменной ковбойке. Он затем написал книжку «Меня Путин видел». Ну, а Колесников видел меня. (Здесь смеющийся смайлик). Второй — на набережной, причем мы после досмотра были почти до вечера заперты в здании морвокзала, пока первое лицо не прибыло. В третий раз репортеры весь день проторчали в шатре на объектах «Транснефти» в Грушовой, в ожидании вертолёта номер один. Признаться, в то время президент не произвел впечатления русского богатыря, каким он стал для меня весной 2014 года.

А вот самое первое интервью я взяла у пермского фокусника Владимира Данилина, вскоре получившего всесоюзную известность. Ну, а дальше были «звёзды» калибром меньше: Виктор Салтыков, Наташа Королёва.

Самое классное интервью дал мне Алексей Вишня (олды здесь? «Танцы на битом стекле» помним?). Мы славно посидели в гостиничном номере с Лешей, его женой Леной и моим приятелем по молодежной газете «Коммуникативная труба», с которым замутили одноименный провинциальный рок-фестиваль. За интервью, кстати, меня редактор поругала: уж очень оно было неформальным.

Светлана ДОБРИЦКАЯ: «Премьер-министр Кипра приучил к блокноту»

— До сих пор помню визит премьер – министра Кипра в Новороссийск еще в 90-х годах, потому что я впервые должна была сделать репортаж об этой серьезной встрече. Мне двадцать с хвостиком. И по всем законам жанра, присутствовать на таком важном мероприятии я не должна. Не та политическая зрелость, не тот уровень мастерства, и много всего… Но получилось так, что ведущие опытные коллеги уже были задействованы, да еще, кажется, была суббота, и старшие товарищи не хотели отказываться от своего права на отдых.

В общем, выбор пал на меня. Редактор лично провел со мной инструктаж. Для того, чтобы я все зафиксировала, мне был вручен редакционный диктофон – маленький кассетный магнитофончик с тремя или двумя кнопками. Я впервые держала в руках такое оборудование.

Все было официально и очень церемониально устроено. Пресс-конференция проходила на белоснежном катамаране «Ирбис», где на каждом шагу почет и уважение гостям оказывали стюарды в белоснежной морской форме. Речь премьер-министра и других должностных лиц я записывала на диктофон, поэтому не переживала о том, что забуду какую-то важную деталь беседы. Но в какой-то момент я поняла, что кассета остановилась. И не понятно, сколько времени не идет запись. Мало того, с кассетой что-то произошло, и она вообще перестала перематываться. Оставшуюся часть встречи я делала записи обычной ручкой в обычном журналистском блокноте. В конце мероприятия, подошла к премьер-министру и попросила написать приветствие читателям «НР».

Дома писала материал, как могла. Что-то расшифровала, что-то вспомнила. Материал был отмечен как лучший в жанре, и никто из редактората не знал, какой ценой он достался.

Фамилию премьер-министра я не запомнила, но с тех самых пор, доверяя диктофонам, всегда вела записи в блокноте. И до сих пор делаю так. А премьер-министру спасибо за то, что помог понять прописные истины.

Мария АНАНЬЕВА: С Лихоносовым пила чай в пансионате

— В 2006 году врывается ко мне в кабинет друг редакции Сан Саныч и говорит, что кубанский писатель Виктор Лихоносов отдыхает в пансионате Анапы. Нужно взять у него интервью, ведь ему через неделю 65 лет. Я мнусь, потому что мое руководство такого задания не давало. Тогда Сан Саныч произносит фразу, которую я сделала затем девизом на годы: «Успей прикоснуться к великим людям, пока они не ушли». На выходных мы вместе едем к Лихоносову, который принимает нас в своем номере пансионата, мы пьем чай, разговариваем. Виктор Иванович мне показался очень скромным, деликатным, погруженным в свои думы. Я же была в эйфории: ведь я говорю с писателем, чье произведение «Мой маленький Париж» прочитала на одном дыхании, чьи литературным талантом восхищалась в юности, кого могу по мастерству слова сравнить с Буниным и Брэдбери.

 Кстати, заметка так и не была опубликована в «НР». Но я запомнила встречу на всю жизнь. С тех пор я оглядываюсь по сторонам – с кем я еще не пообщалась? Пару лет назад я подружилась с известным агрономом и писателем на огородные темы Николаем Курдюмовым и страшно этим горжусь. Я могу в любое время позвонить этому авторитетному человеку и задать ему вопрос про сад или огород. И Николай Иванович даст нестандартный совет! Когда я пересказываю его советы моим соседкам по даче, они смотрят на меня в восхищении, будто я им передаю слова мессии.

Елена ПИРОГОВА: «Вытянуть из героя «сердцевинку»

У меня были встречи с людьми, о которых мало кто слышал, но разговоры с ними оставались в памяти надолго. Одна моя коллега после каждой встречи влетала в редакцию с горящим взором и выдыхала «С каким человеком я сейчас говорила…». А всё просто – она умела найти подход к любому, разговорить, вытянуть из него «сердцевинку» и оказывалось, что каждый её герой действительно герой. Были интересные и памятные встречи с артистами эстрады и кино, известными писателями и журналистами. Но первым в этом звёздном ряду был ас советской тележурналистики, спортивный комментатор Георгий Анатольевич Сурков. Это было в начале 80-х, накануне Московской Олимпиады. Говорили не о спорте, о жизни. Он был интересный, образованный и очень обаятельный человек. И я запомнила его слова о том, что журналист счастлив в своей профессии, когда он пишет или рассказывает о том, что ему самому интересно. В его правоте я убеждалась много раз, общаясь со своими коллегами.

Через «НР» прошло множество действительно талантливых людей, настоящих фанатов своей профессии – известный сейчас режиссёр-документалист Валерий Тимощенко, журналист-эколог Таня Кроликова и вечный борец за права обиженных Люба Гамбеева (к сожалению, обе рано ушли из жизни), наш местный писатель Юрий Алексеенко и многие другие. И тем, что я работала с ними рядом, буду гордиться всегда.

Денис КУРОВ: Ходил с Иллешом на Сахарную голову

— Судьба подарила мне возможность познакомиться с легендарным журналистом Андреем Иллешом и его семьей. Андрей Владимирович — внук венгерского писателя и революционера Белы Иллеша, сын журналиста Владимира Иллеша. Он был первым, кто вел репортажи с места аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Его журналистские расследования о катастрофе корейского «Боинга», о зарождавшейся в стране мафии («Красные крёстные отцы») произвели эффект разорвавшейся бомбы. С 1984 он работал в «Известиях», где с 1986 года был редактором отдела информации. Учиться репортерскому искусству к Иллешу приезжали со всей страны. Среди них был и мой отец.

Мне посчастливилось несколько раз гостить в семье у Иллешей в Москве. Воспоминания о том, как мы общались, смотрели фильмы, сохранились на всю жизнь. В их доме часто бывали знаменитые журналисты, публицисты. Просто наблюдать за ними, слушать их было большим удовольствием. Однажды Иллеши приезжали в гости к нам в Новороссийск. Мы ходили вместе в поход на Сахарную голову. Андрей Иллеш подарил мне свои книги о корейском «Боинге» и Чернобыле, оставил автографы. Я учился по ним во время учебы на журфаке ростовского госуниверситета.

В 2011 году Андрей Иллеш ушел из жизни. Супруга — Елена Эвальдовна Иллеш подарила мне его мемуары – «Записки безбилетника», «Одинокий ловец на фоне быстрой воды». На мой взгляд, это лучшее пособие репортерам для того, чтобы научиться писать простым, понятным каждому языком, отбросить все лишнее из текста. Когда читаешь эти мемуары, словно оказываешься на месте автора, чувствуешь его мысли, переживания. В этом и заключается настоящее мастерство репортера – показать читателю события от первого лица.