Камчатка для иностранцев мёдом намазана

День физика, который мы отметили в апреле, — стал отличным поводов встретиться с одним из самых популярных в городе преподавателей этого предмета в школе, Виктором Никифоровым.

При встрече за чашкой кофе выяснилось, что всю свою жизнь Виктор Васильевич трудился обычным учителем физики в МТЛ, а затем гимназии №1, педагогике в общей сложности отдал 36 лет своей жизни. Хобби учителя – это походы, со своими учениками он исходил ногами Кавказ. Мечта объехать страну всю жизнь грела ему душу. И вот в прошлом году Никифоров окончательно оставил работу в школе и предался путешествиям. Вообще, большая удача, что я застала его дома. Сейчас он готовится к очередной поездке.

– Девять лет назад мы с супругой Ингой, тоже преподавателем физики, отправились в поездку по Дальнему Востоку. И поняли, что хотим путешествовать сами, без туристической группы. Тогда и пришли к решению купить УАЗ «буханку» и кататься на ней. В 2015 году на нашей «буханке» мы объездили всю Камчатку, – рассказывает Виктор Васильевич.

Учитель признаётся, что его семья влюбилась в эти экзотические для южан края. Он, супруга Инга и их сын Егор стали единомышленниками и отличной командой для путешествий.

– Камчатка уникальна и неповторима, особенно в плане вулканической активности, – рассказывает Никифоров. – Любопытно, что мы часто встречали там иностранцев – французов и немцев. «Чего вас сюда занесло?» – любопытствовали мы. Те отвечали: «В Европе нас к самому жерлу вулкана не пустят».

Именно это и притягивает магнитом иностранцев к Камчатке. В гейзере можно варить куриные яйца, а ещё можно идти по застывшей лаве, рядом с жерлом, и ступнями через подошву обуви чувствовать тепло. Если засунуть в трещину в земле палку, то она загорается. В огородах местных жителей валяются глыбы, выпавшие из кратера. Можно смотреть на застывшую пробку вулкана и видеть, как из неё выходят газы.

– И в этот момент ты понимаешь, что вот прямо сейчас может начаться проявление вулканической активности. Стратовулкан Ключевской извергался аккурат прошлой зимой, – говорит физик. – Камчатка – это место, куда ты хочешь непременно вернуться. И эти виды нужно осматривать самостоятельно, без тургруппы. С семьёй, с друзьями. Медленно наслаждаться, находиться рядом с вулканами месяц-два.

Мечтали о своём автодоме

Какой путешественник не мечтает о домике на колёсах, в котором есть кровати, душ, кухня-столовая? Никифоров и его семья были в их числе. Несколько лет назад учитель и его сын Егор окончили автокурсы, получив разрешение на управление большими автомобилями, в частности «БелАЗом». Всё это была подготовка к тому, чтобы управлять впоследствии собственным автодомом.

– По Камчатке не стоит путешествовать на легковом автомобиле, на нём ничего не увидишь. Нужна тяжёлая техника, которая может пройти по бездорожью, – продолжает Никифоров. – С этой целью мы приобрели автодом у человека, который тот собирал для себя, тоже мечтая на нём путешествовать. Но не получилось.

Такой дом на колёсах на самом деле – это тебе не легковой автомобиль. В чём сложность? Автодом нуждается в сервисе. И нужно уметь делать в нём буквально всё! Даже поменять колесо, которое высотой 130 сантиметров. А если поломка в пути, а до населённого пункта 500 километров? Что тогда? Водитель должен быть хорошим механиком. Мы раз ломались в пути и провозились с машиной несколько часов. А до ближайшего поселения было 30 километров по горам. Слава богу, получилось отремонтировать.

Четыре года назад Никифоровы погрузили свой приобретённый дом на колёсах на пароход и отправили его на Дальний Восток. Теперь в межсезонье – зимой – он дожидается хозяев в Хабаровске.

– Два года мы колесили на автодоме от Приморья до Северной Кореи, – продолжает Виктор Васильевич. – Обзавелись надувной лодкой с мотором, прошлись по островам Дальнего Востока. А там их несчётное количество. Плывёшь, видишь остров, осматриваешь его, затем ночуешь на нём в палатке. Это здорово!

Отдых на Чёрном море не прельщает

– Того, кто отдыхал на Японском море, больше не привлекает отдых на Чёрном, – утверждает наш гость. – В Японском море прозрачная вода, богатая морской фауной. Купальный сезон – с 15 июля и до середины сентября. Вода в бухтах прогревается до 25-27 градусов. Людей на побережье мало. Туда в основном ездят хабаровчане. Можно найти места, где рядом нет вообще никого! Там оказываешься наедине с природой. В северном районе же преобладают сопки, поросшие лесом. Это земли леопардов, уссурийских тигров, медведей.

А камчатский медведь конкретно агрессивен! Если с ним встретиться, уйти мало шансов. Автодом нас выручает: в нём ночевать безопасно.

Наблюдаем за природой

Мне было интересно, чем путешественники занимаются в поездках, как коротают время.

– Сын Егор ведёт фотосъёмку окружающей природы. Я же просто созерцатель. Наблюдаю за всем и за… сыном. Поражаюсь, что то, чем я увлекался в юности, а именно фотографирование, передалось ему генетически.

Кстати, Егор Никифоров по образованию эколог, уже довольно известный фотограф, чьи удивительные работы «на стыке двух стихий – моря и суши» отмечались на различных престижных конкурсах. О Егоре писал и «НР».

Сейчас новороссиец трудится гидом, возит экскурсии по Дальнему Востоку и северу нашей страны, устраивает для туристов туры на яхтах. Параллельно занимается фотосъёмкой удивительных дальневосточных и северных животных – тюленей, сивучей, осьминогов, китов-полосатиков.

Огородов и садов у приморчан нет

В автодоме есть газовая плита, и приготовление пищи, как говорит путешественник, на самом деле занимает немало времени. Хотя гастрономическими изысками и первыми блюдами в поездках Никифоровы не заморачиваются. Всё очень просто: борщ вы никак не перевезёте в автодоме: расплескаете по дороге, поясняет мне физик.

Семья путешественников любит в поездках ходить в походы, осматривать природные и архитектурные достопримечательности.

– В Приморье богатейшие леса, но я там совершенно не видел садов и огородов, – говорит Виктор Васильевич. – С сельским хозяйством здесь явные проблемы. И для нас, кубанцев, это удивительно. Много свободной земли – туда бы наших хлеборобов!

Зимой – на Чукотку

Сейчас Виктор Васильевич начал строить в Новороссийске свой собственный автодом. В Ленинском Пути у него есть база, где он и занимается автомобильным творчеством и нарабатывает навыки по его ремонту.

– Наша цель – доехать на этом, сделанном собственными руками автодоме до Чукотки зимой, – говорит он. – Летом туда не проехать. Просто хотим осмотреть Чукотку и поставить точку, что мы побывали на Крайнем Севере. Дальше хотим двинуться по направлениям: Мурманск – Сахалин – Байкал – Монголия.
Физики – всё-таки немного лирики

Поговорила я с учителем и о главном предмете в его жизни – физике, с которым он не расстаётся. В перерывах между поездками занимается репетиторством с учениками.

– Ни один из моих учеников, окончивших физтех, МИФИ, физфак МГУ и факультеты физики других престижных вузов, не работает по специальности. И это очень печально, – сожалеет педагог. – Надеюсь, что скоро ситуация всё-таки изменится, и физики вновь станут востребованы и будут трудиться на благо российской науки.

Виктор Васильевич призывает нынешних школьников учить физику, ибо этот предмет формирует техническое мышление человека, помогает в осмыслении мира.

— Я сталкивался с людьми, которые, имея физико-техническое образование, выучили несколько иностранных языков. Физики могут преуспеть в лингвистике! Да и в нашей повседневной жизни неплохо бы в ней разбираться. Хотя бы для того, чтобы грамотно эксплуатировать современные приборы.

Фото предоставлены героем публикации.