2 марта 1954 года Пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна и освоении целинных и залежных земель». Согласно которому предстояло сделать пахотными около 13 миллионов гектаров никогда не возделывавшихся земель в Казахстане, Сибири, на Урале. Поехали лучшие.

Заглянем с помощью одного из номеров «Новороссийского рабочего» за 1954 год в Новороссийский горком комсомола, где ведётся беседа с молодыми энтузиастами.

«…В кабинете секретаря горкома комсомола оживлённо. Идёт отбор молодых механизаторов, изъявивших желание ехать на освоение целинных земель.

Многим трудящимся известно имя крановщика торгового порта Ивана Дьяченко. Он передовик производства.

– Хочу работать трактористом на новых землях, – заявляет он.

Его желание удовлетворено.

Рослые, плечистые, входят братья Каплан. Владимир изъявляет желание ехать трактористом, Василий – прицепщиком.

Со своей женой пришёл получить назначение крановщик порта Константин Фоменко. Они желают ехать вместе, но сейчас там нужны механизаторы. Значит, жена приедет несколько позже.

Николай Лебедев. На мужественном лице этого стройного парня выражение решимости и настойчивости. Активный комсомолец едет работать прицепщиком, нет сомнения в том, что он и там будет передовиком.

Так, один за другим, получают путёвки комсомола молодые трактористы, прицепщики. Им предстоит проложить первые борозды на целине, поднять пласты нераспаханной земли…»

Читаем в газете, что пишут молодые люди в заявлениях:

«…Несмотря на все трудности, которые там могут встретиться, я хочу ехать на почётное и благородное дело – на освоение целинных и залежных земель, все силы отдам этому. В. Суханов».

«…Я, как комсомолка, считаю своим долгом быть там, куда призывает нас Родина. Хочу работать на новых землях прицепщицей. Е. Попельникова, лаборант-трафаретчик швейной фабрики».

«…Я еду туда потому, что там нужны наши крепкие молодые руки, комсомольский задор и настойчивость в труде… Я по специальности зоотехник. А зоотехнику там открыт простор для творческого, вдохновенного труда на благо любимой Родины. В. Крылова».

Всего в горком комсомола  было подано 1300 заявлений от молодых новороссийцев.

А вот отбывает в дальний Алтайский край ещё группа новороссийцев (на фото в пожелтевшем номере газеты) – Богдан Хмельницкий, Нина Бобылева, Валентина Крылова, Анатолий Петрушкин, Михаил Чонкиди.

Вот что рассказывал о первых новороссийских целинниках в канун Первомая редактор нашей газеты Николай Кривошеин:

«Первая партия, выехавшая из города, насчитывала 93 человека. Некоторые из них ещё недавно вырабатывали цемент, который отправлялся на сооружение великих гидростанций и каналов. Много цемента из нашего города ушло на строительство Волго-Донского судоходного канала, который был построен два года назад. И вот молодым новороссийцам довелось увидеть это грандиозное сооружение, в строительстве которого они принимали участие. Теперь их путь лежал на восток, они ехали на новые большие дела…

А вчера в город в краткосрочный отпуск возвратился бывший рабочий Новороссийского мясокомбината Богдан Хмельницкий. Он уехал в Казахстан в марте с первым отрядом молодых новороссийцев, а теперь приехал за женой.

– Сразу, как мы туда приехали, – сказал он, – нас стали знакомить с новой техникой, с тракторами С-80 и ДТ-54. Многие из тех, кто приехал работать в качестве прицепщиков, в этом году будут уже самостоятельно водить тракторы. В трактористах там нужда большая, у всех ребят настроение бодрое. Мы все полны решимости принести как можно больше пользы на новых землях».

Между тем новороссийцы не оставляли и привычной шефской помощи сельскому хозяйству Краснодарского края. В 1954 году колхозы и совхозы Кубани хотели увеличить площадь парников, для этого требовалось больше парубней. Помочь селянам в выращивании ранних овощей взялись строительные организации нашего города. Комбинат производственных предприятий треста №128 (директор – тов. Сыроватский) к весне изготовил 61 штуку бетонных парубней на 610 парниковых рам. И ещё принял заказ у подшефного колхоза им. Советской Армии в Крымском районе на изготовление тысячи парниковых рам.

Завод «Красный двигатель» нарастил выпуск тракторных запасных деталей. Один только цемзавод «Пролетарий» отгрузил в том году больше 42 тысяч тонн цемента для колхозных строек Кубани. Шиферный завод «Коммунар» отгрузил для сельского хозяйства 12 831 900 штук условных плиток шифера. Артель «Серп и Молот» изготовляет запчасти для мелкого сельхозинвентаря. Колхозам отправлено почти 90 тысяч втулок и 78 тысяч колпаков к тележечным осям, более тысячи осей.

Автор благодарит за помощь в подготовке публикации сотрудников городского управления архива.