Сегодня, 6 апреля, отмечается профессиональный праздник – День работников Следственных органов МВД. Корреспондент «НР» пообщалась с представителями УМВД РФ по городу Новороссийску и выяснила: их работу однообразной точно не назовешь.

Сорок девять томов

Вдумайтесь только! Сорок девять томов уголовного дела о мошенничестве в области долевого строительства было собрано меньше чем за год.

Подробностями с корреспондентом «НР» поделился старший следователь отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории УВД Следственного Управления УМВД РФ по г. Новороссийску Владислав Бажан.

– В прошлом году нами было направлено в суд уголовное дело о мошенничестве по обвинению генерального директора строительной компании. В 2015 году он получил разрешение на строительство двух многоэтажек в Южном районе и начал заключать договоры о долевом участии с людьми, желающими приобрести квартиры. Он обещал дольщикам, что жильё будет сдано в эксплуатацию в 2018-2019 годах, но свои обязательства не выполнил. В этом деле 137 потерпевших, общий ущерб которым составляет 360 млн рублей. Какое будет наказание для фигуранта – решит суд, – рассказал комментатор.

– Владислав Валерьевич, а каков собирательный портрет злоумышленника, совершившего экономическое преступление?

– Как правило, это люди с высшим образованием, старше 30 лет, занимающиеся предпринимательской деятельностью либо имеющие личное подсобное хозяйство. Вот не так давно расследовалось уголовное дело в отношении владельца ЛПХ. Дело, как говорится, на миллион. Оно касается государственного субсидирования собственника ЛПХ. Как вы знаете, сегодня сельхозпроизводителей активно поддерживают и частично возмещают им затраты на развитие их инициатив. Вот и владелец ЛПХ из станицы Раевской, разводивший кроликов, заявил о том, что ему требуется такая помощь. Собрал пакет документов, в которых было указано количество животных – тысяча кроликов, получил помощь. Но при проверке выяснилось, что на деле кроликов было всего около 50. Сумма ущерба составила около миллиона рублей.

Гнёт доказательств

Ещё одно дело касалось обучения пенсионеров. Предприниматель получил на реализацию этой программы государственное субсидирование. Но по факту обучения как такового не было: табели учёта занятий и ведомости были формально заполнены.

– Как людям с юридическим образованием удаётся докопаться до истины, расследуя экономические преступления?

– Ещё обучаясь в университете, мне было интересно именно это направление. Уже на практике я начал изучать такие дела, перенимать опыт у наставников, и не разочаровался в выбранной специфике.

Кстати, фигуранты подобных дел никогда не признают свою вину и только под гнётом доказательств удается её предъявить. Приходится вникать в детали производственных процессов, архитектурных проектов, разрешений на строительство. К примеру, нами было направлено в суд уголовное дело в отношении предпринимателя, который производил асфальт. Для производства работ требовалось лицензировать газовую установку, но предприниматель решил этого не делать, чтобы сэкономить.

Также мы расследовали дело о незаконном использовании товарного знака при торговле пивом. Во всех этих делах ущерб составлял больше миллиона рублей.

«Разговорчивый» мобильник

– Владислав Валерьевич, вы работаете следователем всего год. Расскажите о самом первом деле, которое расследовали.

– Это была кража мобильного телефона. Её совершил ранее судимый гражданин. Пока водитель отвлёкся, пассажир присвоил себе его телефон. Злоумышленника удалось вычислить, посмотрев камеры видеонаблюдения. Хочу сказать, что камеры и другие гаджеты очень помогают следователям в работе. А самый надёжный информатор – это мобильный телефон злоумышленника или планшет.

Тему преступлений, многие из которых совершаются посредством сети Интернет, продолжила старший следователь по особо важным делам отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории Отдела полиции по обслуживанию Восточного района СУ УМВД РФ по г. Новороссийску Юлия Перфилова.

– Развитие технологий побуждает и правоохранителей идти в ногу со временем, мониторить сайты, изучать схемы мошенничеств, совершённых в Сети. Иногда до слёз жалко потерпевших, особенно если это люди пожилого возраста, у которых мошенники бессовестным образом выманили накопления.

Также мы часто расследуем дела о наркотиках. И это сегодня совсем другие преступления, чем ещё несколько лет назад. Сегодня ни продавец, ни покупатель не видят друг друга, общаются по Интернету. Наркотики оставляют в тайниковых закладках, – поделилась следователь.

– Юлия Дмитриевна, каким образом удается собрать доказательства таких преступлений?

– Большой пласт работы лежит на сотрудниках, занимающихся оперативной деятельностью в сфере незаконного оборота наркотиков.

Много действий связано с экспертизами: отпечатки пальцев, лабораторное исследование состава самого наркотика, изучение записей с камер видеонаблюдения, переписка в соцсетях, поиск различных «зацепок», свидетельствующих о том, что злоумышленники были связаны одним делом.

– Кто чаще занимается распространением наркотиков?

– Люди около 30 лет, которые не нашли себя, но мечтают о больших и «лёгких» деньгах.

– Они осознают, что за подобные преступления срок, как правило, 10 лет заключения, и таким образом выйдут на свободу эти люди уже в 40-летнем возрасте?

– Осознают, но всё равно идут на риск. Некоторые, кстати, были ранее судимы. Но после заключения не смогли найти себя в обществе.

– Сегодня люди с удовольствием погружаются в тонкости работы следователей, следя за сериалами. А у вас хватает времени на чтение детективов и просмотр фильмов?

– Ни у меня, ни у моих коллег, как правило, времени на это нет!