Бутылка заменила всё

Сегодня неблагополучные новороссийские семьи выглядят иначе, не так, как это было в конце прошлого века – в начале нынешнего. Тогда зачастую семейным тираном был пьющий отец, который тянул за собой жену. А жена ещё пыталась бороться и латать рушащуюся ячейку общества, бегала жаловаться в профком, стояла у заводской проходной и забирала зарплату у мужа, чтоб он не успел её пропить, защищала детей, на которых тот поднимал руку.

Нынешний портрет такой среднестатистической семьи нарисовал уполномоченный по защите прав ребёнка Евгений Титков. Именно среднестатистической. Исключения есть и будут.

Один из признаков семьи, трещащей по всем швам, – это одинокая мать. То ли она никогда не была замужем, то ли с мужем развелась. Эта женщина осталась с одним или несколькими детьми. Но вместо того, чтобы заботиться о них, она начинает усиленно искать свою вторую половинку. Из-за личных неудач прикладывается к бутылке. И это более серьёзная привязанность, чем привязанность к собственным детям. Женский алкоголизм – тяжёлое заболевание. У многих оно сочетается с постоянным поиском личного счастья.

А счастье все не приходит. Но приходят и уходят мужчины – один, второй, третий… И на этом фоне появляются и растут их дети. Положенные в таких случаях документы не оформляются, а это значит, что семья не получает даже пособий на ребёнка.

Впрочем, женский алкоголизм может уничтожить даже полную семью. Так, относительно недавно папа-моряк, вернувшийся из рейса, нашел дома своего истощённого голодного ребенка. В квартире хлам, пьяная, непросыхающая женщина. Мужчина срочно вызвал «скорую» и ребёнка отвезли в больницу. Мать не смогла вернуть себе человеческий облик, и была лишена родительских прав. А с дочерью остался мужчина.

Увидел отца и заплакал от счастья

Когда становится понятно, что женщине никак не вернуть материнский инстинкт, сотрудники городской администрации начинают искать отцов.

Одного папу даже в Индии нашли. Жительница Новороссийска вышла замуж за гражданина Индии. Там пожила с мужем недолго, затем развелась с ним и вернулась с сыном в родной город. Там, на Востоке, у неё был роскошный дом, богатая обстановка. Тут — стандартная квартира. Она не пускала ребёнка в школу, нигде не работала, жила за счёт алиментов. И пила, вроде как от разочарования. Папа несколько раз приезжал и виделся с сыном, но такие поездки частыми быть не могли – не ближний свет…

Женщине дали ещё один шанс, вдруг одумается и начнёт бороться за сына. Либо будет иск в суд об ограничении родительских прав. Но мама меняться не захотела.

Отца нашли через соцсети. Сотрудница управления скачала на телефон приложение-переводчик и стала общаться с мужчиной на английском. Конечно, он без колебаний решил забрать сына.

Мужчина был моряком, в ту пору находился в рейсе, поэтому его пришлось три месяца ждать. Он приехал – в белом костюме, такой настоящий джентльмен, индийский раджа. Мальчик увидел своего сказочно разодетого отца и заплакал от счастья. Дня четыре они были в Новороссийске, походили на море. А потом уехали далеко-далеко.

С этим папой-иностранцем сотрудники опеки поддерживают тесную связь вот уже два года. На 8 Марта мужчина сотруднице, которая объясняла ему ситуацию с помощью программы-переводчика, прислал видео. И папа, и сын поздравляли с праздником тех, кто принимал участие в их судьбе, на видео они вместе пели песню. Мальчик ещё немного помнит русский язык, отвечает на вопросы. Но, разумеется, он воспитывается как индиец.

Это самый далёкий иностранец, забравший новороссийского ребёнка. Есть папы, живущие в ближнем зарубежье. Им тоже передают детей нерадивых мамаш.

Коллеги взяли на поруки

Нерадивая мать – это не всегда пьющая женщина. Порою просто инфантильная. Когда ребёнок становится подростком, в семьях начинаются проблемы, бывает трудно ладить с подрастающим чадом. И мама приводит его в управление по вопросам семьи и детства, просит: «Заберите, я не могу его воспитывать». Маленьких детей тоже приводят, потому что не знают, что с ними делать.

– Такие случаи не единичны, — рассказывает руководитель подразделения Рузанна Григорян. — Самый запоминающийся случай, когда ухоженная женщина привела двоих детей. Одному ребёнку год и восемь месяцев, другому – восемь лет. У меня все сотрудники рыдали, когда случился такой визит…

 На фоне таких женщин мужчины порой выглядят благороднее. Они чаще пытаются собирать исковерканную семью и спасать своих детей. Ну, конечно, такое бывает не всегда, однако начальник управления по вопросам семьи и детства Рузанна Григорян утверждает: на 30 процентов за последнее время увеличилось количество разведенных мужчин, которые хотят общаться со своими детьми, хотят им помогать и в сложных случаях забирают их у бывших деградировавших жён.

 Папы стали исправнее перечислять алименты. Этому во многом поспособствовали изменения в законодательной базе – сейчас ведь за неуплату алиментов может грозить и уголовное наказание. Немало случаев, когда через генетическую экспертизу восстанавливается отцовство именно по инициативе мужчин.

В папах стали пробуждаться настоящая отеческая любовь и желание исправлять свои ошибки. Так произошло с нашим земляком, военным. Он был женат, его жена умерла, осталась дочь. У вдовца появилась подруга, которая позднее стала его второй супругой. Мужчина в браке и пил, и руку на ребёнка поднимал. Близким человеком для девочки стала мачеха. Женщина приходила в опеку, рассказывала о сложившейся ситуации.

Тогда очень помогли сослуживцы-военные. В какой-то момент в отдел опеки пришли несколько офицеров, попросили не принимать радикальных мер к отцу, не лишать его родительских прав. Военные взяли на поруки своего коллегу, убедили мужика закодироваться, стали контролировать, как он ведёт себя в семье. Дочку временно поместили в реабилитационный центр, а мужчина после того, как прошёл курс лечения, стал абсолютно другим человеком! Каждый вечер приходил в управление, стоял под дверями, просил вернуть ему дочь, осознал, что может навсегда потерять ребёнка. Сейчас они живут вместе.

Про мачеху и Золушку

Конечно, не все папы белые и пушистые. Не у всех сильны отцовские чувства. Тогда страдают дети.

Драматичную ситуацию девочки сотрудникам управления по вопросам семьи и детства помогли выявить школьные педагоги. Мама у нее умерла и ребенок жил с папой и мачехой. В новой семье у отца уже был ребёнок.

Забили тревогу потому, что старшая девочка была очень и очень худая. Стали выяснять, что с ней. По рассказам папы, у дочери гастрит, ей многое нельзя есть, диета строгая. А оказалось, что разворачивается драматическая история современной Золушки. Мачеха невзлюбила падчерицу.

Это стало ясно, когда службы администрации детально проанализировали ситуацию. У младшей, совместной, дочки – миллион красивых платьев, красивая обувь, милые заколки, бантики, у старшей – обноски, она даже подстрижена как мальчишка. А что касается питания, то действительно, девочке нужны были диетические блюда, но их никто не готовил. Всё в семье зависело от настроя жены, а отец всегда принимал её сторону.

Папа сам пришёл в управление и попросил: «Заберите дочку в приют, иначе у меня развалится семья». В реабилитационном центре – не поверите – девочка поправилась не девять килограммов, выросла на три сантиметра, оформилась, стала хорошенькой девушкой. Гастрит исчез, — кормить же стали по-человечески. В школе улучшилась успеваемость, хотя она и до этого хорошо училась. Улыбаться стала. А в семью возвращаться не захотела.

Появилась тётя, папина сестра, взяла племянницу к себе с папиного согласия. Они хорошо поладили и у девочки теперь есть всё, что нужно. Своя комната, наконец, появилась. Но в отделе опеки надеются наладить её общение с папой, может, не сразу, а постепенно. Они ведь родная кровь, поэтому с папой продолжают работать, специалисты управления очень надеются, что он начнёт по-настоящему заботиться о своей дочери. Первые успехи уже есть отец поздравил дочку с днём рождения, берёт домой каждые выходные. Может, всё и сложится?