Умирающая красота

Многие новороссийцы видели остатки дачи Бориса Голицына на Сухумском шоссе. Архитектура этого здания в его первоначальном виде, судя по сохранившимся фотографиям, не может не восхищать. Но мало кто знает, что в нашем городе сохранились развалины других дач знатных людей, проживавших в Новороссийске в конце ХIХ – начале ХХ веков. Их местные жители романтично величают «графскими развалинами», участь большинства предрешена – быть стёртыми с лица земли. Однако у всех нас есть шанс полюбоваться фрагментами этих строений и с помощью краеведов восхититься первоначальным видом таких мини-дворцов.

Дача Голицына

Всякий раз, идя в поход на Сахарную голову, я замираю от восхищения в переулке Красноцементном, выше парка Ленинского комсомола. Дом №15а. Надо мной возвышается полуразрушенная умирающая красота старинного здания. Прожила полжизни и не знала, кто автор этой красоты. Меня просветил новороссийский краевед Игорь Гусенин. Оказывается, это дача русского инженера Александра Щенсновича (1845-1922 гг.). Его жизнь тесно связана со строительством и развитием железнодорожного транспортного узла Новороссийска. Он трудился производителем работ на новороссийском вокзале, затем заведовал работами на станции Новороссийск, под его руководством осуществлялось строительство механических мастерских, подъездных путей, формирование парков прибытия железной дороги.

На одном из холмов района Шесхариса был построен особняк, в котором Александр Николаевич жил вплоть до 1917 года, до отъезда в Хабаровск, где и умер. Дача хорошо просматривалась с окрестных бугров, вокруг неё щель не была так плотно застроена, как сейчас.

Итак, я здесь. Захватывает дух от чудесной архитектуры сохранившейся юго-западной части здания. Целы три этажа башни. Обхожу здание вокруг. С южной стороны открывается впечатляющий вид на Цемесскую бухту. Мои дети проникают внутрь дома – любопытство берёт верх. К сожалению, под ногами в самом особняке – свалка. Будто весь район сюда приносит свой бытовой
мусор.

Игорь Гусенин рассказывает, что сохранилась фотография этой дачи, датированная началом ХХ века. Говорят, что после отъезда хозяина, в 1917 году, в этом здании располагалось психиатрическое отделение горбольницы. В период Великой Отечественной войны здание пострадало от обстрелов, но, тем не менее, продолжало стоять, его отремонтировали, и в нём, вплоть до 70-х годов, жили люди. В 80-х годах дачу расселили, она пришла в запустение, стала разрушаться без внимательного хозяйского глаза. 

Игорь Гусенин считает, что дача Щенсновича – одно из самых эффектных зданий старого Новороссийска, по своей архитектуре не уступающее даче Голицына.

Краевед собирает по крупицам уходящую от нас историю, ищет информацию в архивах, старые фотографии, монтирует видеофильмы, которые размещает на своём YouTube-канале «Новороссийск: история где-то рядом». В видеосюжете о даче Щенсновича своими воспоминаниями делится местный житель, который в детстве излазил этот особняк вдоль и поперёк.

– Ещё подростком я гулял по даче Щенсновича, в 1984 году там ещё валялись остатки мебели, в большой гостиной при входе был портал старинного камина, винтовая лестница из литья с вязью в античном стиле вела на второй этаж, опорные столбики лестницы венчали бутоны цветов из металла, – вспоминает об остатках исчезнувшей старины местный житель Алексей Бабич.

Ах, как жаль, что такая красота пропадает на наших глазах. Сейчас мы осознаём, какую ценность представляла собой эта старинная лестница, этот портал камина…

Кого снесли, кого помиловали

Вот ещё одно из старых зданий в Восточном районе, построенное в конце ХIХ века, – это, предположительно, дача Федота Медведева, служащего Владикавказской железной дороги. Она находится по адресу: ул. Просечная, 15а. До сих пор сохранились стены этой постройки в стиле модерн, лепнина в виде волн на фасаде, остатки парадной лестницы наподобие каменной россыпи.

– Это очень интересный особняк, но информации о нём у нас практически нет, – рассказывает Игорь Гусенин. – Он построен в конце ХIХ века, после войны в нём располагались мастерские детского городка, а затем школа. Насколько мне известно, особняк сейчас выставлен на продажу за 14 млн рублей.

Краевед говорит об этом с сожалением. Он твёрдо уверен: такие жемчужины должны быть сохранены как памятники архитектуры и истории и, возможно, восстановлены. Они достойны стать музеями, как «Ласточкино гнездо» в Крыму.

Но, увы, современники безответственно относятся к наследию. В 2021 году была снесена в Восточном районе, на ул. Водной, дача-пансион, построенная в начале прошлого века и принадлежавшая тогда госпоже Лидии Буколовой. Эта «носительница сельскохозяйственного просвещения», как пишут в архивных источниках, открыла женские агрономические курсы на своей родине в Пензе. Краевед считает исчезновение дачи Буколовой большой утратой для культурного наследия Новороссийска. Почему этот особняк снесли? До 2012 года здесь проживали люди, но строение пострадало от знаменитого наводнения, восемь лет его расселяли как непригодное для проживания. Ну а потом снесли.

А вот ещё одна жемчужина побережья, как предполагает краевед, – резиденция Леонида Полихроновича Георгиева, директора канувшего в Лету городского общественного банка. Расположена она на Сухумском шоссе, 92в, сейчас это территория цемзавода «Октябрь». До нас здание дошло практически целиком, без повреждений. К сожалению, не найдено дореволюционное изображение дачи. Но краевед не унывает, а продолжает искать в архивах.

«Заброшка» где-то рядом

Едем дальше, следующий адрес – Сухумское шоссе, 47б. Дача Григория Гавриловича Гарбуза.

– Это одна из самых таинственных дач, о ней мало что известно, – рассказывает мне Игорь Гусенин. – В 1922-1925 годах здесь находилось учреждение для беспризорников, затем, в 1926-1930 годах, какая-то школа. Сейчас дача в отвратительном состоянии, хотя коробка цела. В советские времена для «упрощения» здания с него была сбита лепнина. И исчезла вся красота. Знаю, что и это строение собираются сносить. Проблема в том, что оно не состоит ни на каком учёте, считается «заброшкой».

Пожалуй, один из хорошо сохранившихся экземпляров элитных дач – особняк Клавдия Ермолова, внука прославленного генерала Алексея Петровича Ермолова, он расположен по ул. Волочаевской, 14а лит. 2. Построенный в псевдомавританском стиле в начале прошлого века, он тоже сильно «упрощался» в послевоенный период. Но даже с учётом потери башенки всё равно выглядит прекрасно. Кстати, это частная территория, в особняке сейчас располагается типография, и его можно рассмотреть
с дороги.

Это нужно сохранить для потомков

Игорь Гусенин говорит, что тема когда-то построенных в наших местах уникальных дач – настоящий Клондайк. Сейчас, например, краевед разыскивает в Мысхако следы дачи табачного магната Абрама Юкелиса, которая была стёрта войной с лица земли. Ищет особняк санитарного врача Новороссийска Исаака Френкеля. В Широкой Балке также располагались дачи известных людей, но они все дошли до нас в виде остатков фундамента. К примеру, дача экономиста, отца русской бухгалтерии Фёдора Езерского, общественных деятелей братьев Загоруйко, помещика Ипполита Кулешевича и других.

– Все сохранившиеся дачи нужно внести в реестр культурного наследия и поставить на учёт, – убеждён Гусенин.

Я позвонила в Новороссийский исторический музей-заповедник, чтобы узнать судьбу заброшенных дач. Специалисты пообещали, что сделают запрос в Госреестр памятников, чтобы уточнить, есть ли среди названных особняков те, которые состоят на учёте и охраняются Законом. Однако, судя по состоянию, судьба их, увы, предрешена.

Фото предоставлено И. ГУСЕНИНЫМ и В. ХОНИНЫМ.