1950 год стал завершающим годом послевоенной сталинской пятилетки. «Пятилетке – наши общие трудовые победы» — под таким девизом начали в тот год соцсоревнование краевая столица и Новороссийск.

Год ознаменовался очередным, третьим по счёту, тотальным снижением цен на продовольственные и промышленные товары с 1 марта (от 10 процентов – на красную и чёрную икру, 15 процентов – на хлеб, до 20 процентов – на предметы мебели, одежду, швейные машинки и пр.). Трудовые коллективы края ответили на это решение партии и правительства новым всплеском энтузиазма. Развернулось повсеместное соревнование городов края за повышение производительности труда, увеличение выпуска продукции, причём частью – за счёт бережного расходования материалов.

Вот как выглядел договор о социалистическом соревновании между Краснодаром и Новороссийском.

Краевая столица взяла обязательства повысить производительность труда на 13%, снизить себестоимость продукции на 7%, за счёт экономии электроэнергии, топлива и материалов дать 60 млн. рублей сверхприбыльных накоплений.

Новороссийск ответил решимостью выполнить годовой план по выпуску промышленной продукции, по рыбодобыче и на строительных работах досрочно, к очередной годовщине Октябрьской революции 7 ноября, сдать в 1950 году 11 тысяч квадратных метров жилья, высадить 17 тысяч деревьев и кустарников.

На совещании в Новороссийске с участием краснодарской делегации прораб западного погрузочно-разгрузочного участка порта т. Мельник рассказал, как трудовое соперничество двух городов помогает коллективу: «Это соревнование даёт хорошие результаты, полугодовой план мы закончили ещё 21 мая».

В течение года многие новороссийские коллективы поощрялись краевыми наградами. Так, стройуправлению треста «Новороспромстрой» вручили переходящее красное знамя крайкома ВКП(б) и крайисполкома.

В том же году новороссийцы наладили производство цветного цемента. Цемзавод «Пролетарий» выпускал кремовый, голубой, бежевый, светло-розовый цемент, и это украсило возводимые здания в разных, особенно прибрежных, городах края. Но вот зелёный пигмент – оксид хрома – был страшно дорог, и его заменили глауконитом, поставщика нашли в Тульском районе Краснодарского края.

Одновременно расширялся кислородный завод СУ-2 «Главморстроя», который снабжал высококачественным кислородом предприятия не только в Новороссийске, но и в Туапсе, Сочи, Анапе и Крымском районе.

Для украшения санаториев и домов отдыха в Анапе и Геленджике саженцы деревьев и кустарников давал новороссийский питомник на Анапском шоссе. Здесь на 250 тысячах квадратных метров выращивали платаны, клёны, белые и жёлтые акации, серебристые и пирамидальные тополя.

 Подводя итоги выполнения государственного плана развития народного хозяйства Краснодарского края, партийное руководство края отмечало передовиков: цемзавод «Пролетарий» выполнил план на 102%, ц/з «Октябрь» – на 119%, повышенные обязательства выполнили Верхне-Баканский цемзавод «Первомайский», «Красный двигатель», новороссийский шиферный завод «Коммунар», винкомбинат «Абрау-Дюрсо».

В 1950 году состоялись выборы в Верховный Совет СССР. Новороссийские цементники выдвинули кандидатом в депутаты Василия Кочергова. Василий Никитович в то время руководил объединением «Краснодарнефть», и люди рассказывали, что при нём за год нефтяники Кубани увеличили добычу нефти на 160%. А «наш трест «Черноморнефть» в 1949 году добыл нефти в 2,8 раза больше, чем в 1948», – приводил факт в поддержку кандидата мастер подземного ремонта промысла треста И. Чугунов. К Василию Никитовичу рабочие обращались и за поддержкой в снабжении промысла, и за содействием в получении квартир.

За своего кандидата люди шли голосовать с рассвета. «Работница мебельной фабрики Нина Коляда и её подруга – студентка коммунально-строительного техникума Людмила Деменина в 4 часа вышли из дома, чтобы первыми опустить свои бюллетени в избирательную урну», – вёл репортаж с избирательного участка №13, разместившегося в новом доме портовиков, «Новороссийский рабочий». «Раньше вставать надо было», – подзадоривали девушки тех, кто выстроился за ними в очередь. «Да разве вас опередишь? – откликнулся знатный крановщик Александр Митрофанович Агарин. – Я сегодня совсем не ложился, до 12 ночи разгружал пароход «Курск». Ну и поработали мы сегодня в честь праздничка!»

Автор выражает благодарность
за помощь в подготовке публикации сотрудникам городского
управления архива.