А вам случалось заметить, что сухой лист под ногами своими очертаниями очень напоминает человеческое лицо? Или из коры дерева вас разглядывают чьи-то глаза?
Так не проходите же мимо! Попробуйте «расшифровать» это послание так, как это делает посредством художественной фотографии диакон храма Святых Новомученников и Исповедников Церкви Русской и морской капеллан Николай Мотренко.
Он и рассказал об уникальной возможности человеческой психики — видеть в неживых объектах одушевленные предметы, в психологии это именуется парейдолией и широко используется в творчестве.
— Я считаю себя молодым фотохудожником, потому что увлекся фотографией всего лишь лет 5 назад. Но эти образы, которые я вижу, разглядывая деревья, камни, горы я подмечал всегда, еще с детства.
— Как вы сами называете эти образы?
— Всё зависит от того, во что ты их превратишь посредством художественной обработки. Они могут стать простым украшением для интерьера, а могут нести сложную информацию о внутреннем состоянии человека, выражая страх, боль, гнев, тревогу, отчаяние… Эти образы могут составляться в проекты, и тогда получается уже некое повествование, послание, проповедь.
Увидев необычный образ, я делаю кадр, а потом довожу его до состояния выразительности уже техническими средствами фотошопа. В своем творчестве я пытаюсь соединить несколько языков. Язык природы (это основной природный материал- сухие листья, дерево, трава, камни), язык психологии, философии, религии и поэзии. Посредством этих языков образ формируется и приобретает символическое значение и смысл. Становится высказыванием.
Некоторые работы могут иметь названия и рассматриваться отдельно. Но интереснее и сложнее создавать проекты из нескольких десятков фотографий, объединённых одной темой.
Например, фотопроект «Пока мы лиц не обрели» Это название философского романа Клайва Стейплза Льюиса.

Обрести лицо – значит, обрести внутреннюю целостность своего существа, которое изменчиво, раздроблено и подвижно внутри себя самого.
Оно распадается на различные образы, личины нашего внутреннего человека, где сплетаются в клубок самые возвышенные и самые низменные чувства. Мы носим в себе столько противоречий, что не удивительно, если каждое из них вдруг персонифицируется и приобретёт черты отдельной личности. В таком состоянии мы имеем не лица, а черновые наброски, маски, за которыми мы скрываемся от окружающих нас людей и прячемся от самих себя.

Блажен тот, кто обрёл своё подлинное лицо, кто не раздираем внутренними противоречиями и разногласиями.
В данном проекте, используя природный материал: листья, дерево, растения, — я попытался изобразить маски, которые мы вынуждены носить, пока не обретём своё подлинное лицо.
— И как же оно обретается?
— Об этом я говорю языком поэзии:
Пока мы лиц ни обрели
Мы носим маски и личины.
То мы шуты, то короли,
А то совсем не различимы
В той тьме, куда мы забрели.
Уже ли мы неизлечимы?
Ужель не сбросить нам личины,
Что к нашей коже приросли?
Куда б пути нас ни вели,
Куда б ветра ни заносили-
Творить нам над собой насилье ,
Пока мы лиц ни обрели.
Куда еще мы забредём
В своем неподлинном обличье?
Нам не понять свое величье,
Пока мы лиц не обретём.
Пока мы не найдем Того,
Кто есть всему Первопричина,-
Носить нам маски и личины
И прятать наше естество.
Это по Достоевскому: «Находя Бога, человек находит себя самого».
— Отец Николай, а в жизни вам случалось стать свидетелем настоящего чуда?
— Как раз настоящее чудо в том и состоит. В преображении человека силой Божьей.

Есть у меня друг юности, который на протяжении двадцати лет был наркозависимым. Отсидел не один срок. Потерял все: семью, дом. Освободившись, оказался в монастыре. Провёл там около пяти лет, обретя Бога, смысл жизни и свободу от зависимости. Вернулся в мир, нашел работу, создал семью. Воцерковился. Так вон он на ваш вопрос, который ему часто задавали, отвечал: «Я вижу чудо Божье каждое утро, когда смотрюсь в зеркало».
Мироточивые иконы, например, уже как бы стали обыкновенным чудом. Уже не удивляют? Но вот что удивительно, я это видел своими глазами. Капелька мирры стекает не под собственной тяжестью вертикально вниз, а горизонтально!
Есть на эту тему одна притча. Однажды в монастырь приехала группа туристов, искателей чудес и у встретившего их монаха спросили: «А у вас тут чудеса творятся?» На что тот ответил: «Для вас чудо — это когда Бог творит вашу волю, а для нас, людей верующих, чудо — это когда мы творим Его волю».
То есть живём по Евангельскому учению, исполняя Его волю, Его заповеди. Это не легко. Например, возлюбить врагов своих. Ну-ка попробуй сотворить такое чудо с собой!

— Как священнослужитель вы являетесь морским капелланом. Что это за служение?
— Это особое служение морякам торгового флота . Выражается оно в оказании духовно-психологической, и социальной помощи морякам всех судоходных компаний и их семьям, независимо от национальности и религиозной принадлежности. Включает в себя посещение экипажей судов для распространения информации о данном служении, беседы с моряками, бесплатное распространение духовной литературы, освящение судов, совершение молебнов и панихид на борту. Оказание материальной помощи продуктами и медикаментами морякам арестованных судов. Оказание помощи больным морякам и вдовам моряков. Оказание профессиональной психологической помощи морякам и членам их семей в разрешении семейных конфликтов, в воспитании детей и в стрессовых ситуациях. Помощь российским морякам, оказавшимся в критическом положении в зарубежных портах.
Уникальность этого служения состоит ещё в том, что оно единственное в России.
Морская профессия — особая. И мало кто об этом знает. Сама работа в море сопряжена с нервными перегрузками, стрессами, не все выдерживают долгого пребывания в замкнутом пространстве. А в связи с ковидными ограничениями моряки не могут сойти на берег. В этой профессии высок уровень смертности от несчастных случаев и самоубийств. Но это отдельная тема.
— Вернёмся к творчеству. Отец Николай, как вы считаете, почему вас привлекло увлечение фотографией?
— С юности в моём воображении создавались художественные образы. В молодости они приобрели иные очертания, которые я никак не мог изобразить, так как начисто лишён дара рисования. Наверное, когда совпали многие факторы- жизненный опыт, обретение веры, духовное образование, увлечение психологией, душа потянулась к тому виду творчества, посредством которого стало возможным воплотить то, что зрело внутри.
— Мое творчество – это, прежде всего, разговор с самим собой, попытка познать себя. И любой художник, в широком смысле этого слова, через своё творчество открывает свой внутренний мир. Невидимое, сокрытое делает очевидным, хотя такой прямой задачи перед собой не ставит.
Я разглядываю работы, созданные природой и фотохудожником, и понимаю, что запечатленные образы хочется рассматривать еще. Сначала ты видишь одно изображение, потом, словно на старинном холсте, которым пользовался не один художник, проявляется другая картина, другое лицо, очередной скрытый образ и очередной скрытый смысл.

В них нужно всматриваться, вдумываться, тогда они оживают и открываются. Но открываются каждому по-разному.
Фотографии предоставлены героем публикации.