Знаменитость Новороссийска, человек-легенда Владимир Кайда особенно часто вспоминается в эти февральские дни, накануне военно-патриотической акции «Бескозырка». И хотя он ушел 38 лет назад, память о нём, а также уникальный архив бережно хранит сын Валерий.

Как батя колол фашистов

Малоизвестные факты из биографии легендарной личности Валерий Владимирович Кайда рассказал корреспонденту «НР» Марии Ананьевой, пригласив в квартиру на ул. Героев Десантников, где жил и умер его отец.

— С орденами и медалями отца я играл всё свое детство, которое провёл в маленьком городке Дружковка Донецкой области. И это есть доказательство того, что отец относился к своим боевым заслугам спокойно, — говорит Валерий Владимирович, подведя меня к стене, на которой фотографии его родителей и их боевые награды. Два ордена «Красная Звезда» (за Новороссийск), орден Отечественной войны первой степени и другие, и это у рядового матроса. Между прочим, мама Валерия Ольга, супруга богатыря Кайды, тоже имеет внушительное число наград, она прошла всю войну медсестрой. И ни разу за всю свою жизнь Ольга Яковлевна не надела эти медали «в люди». Такой была скромной женщиной.

Родился Валерий в 1949 году. О том, что его отец совершал на войне подвиги, только догадывался. Папа не любил рассказывать о войне. Из детских воспоминаний у Валеры сохранилась в памяти история, как батя колол фашистов.

— Помню вечер, телевизоров тогда не было, мы лежим с отцом на кровати, мне лет 5-6. И отец рассказывает, как он ходил в 1941 году под Одессой в штыковую атаку. В отличие от других бойцов, он держал винтовку не двумя, а одной рукой, за приклад. Так и колол врага, не давая приблизиться. За один бой 17 румын уложил, — вспоминает Валерий Владимирович.

К сыну Кайда относился с нежностью, называл его ласково Лерик, зайчик. Героическая биография отца не взлелеяла в мальчишке комплекс неполноценности. Валерий признается, что всегда ставил отца на пьедестал, считал его для себя образцом, эталоном мужчины. Он, как считает Валерий, больше похож на свою маму и ростом до отца недотянул – всего 178 см.

Приподнял дом на метр

— Отец работал на метизном заводе. Некоторые мужики после смен сидели во дворах, играли в домино, выпивали, а отец всегда шел домой, где было много работы по хозяйству. Мы держали поросят, кур, кроликов. Заботы о кроликах лежали на мне. Помню, как ездил на велике за травой.

— Папа был очень рукастым, всему меня обучил: ремонт в квартире я сделал своими руками, обустроил дачу. В Дружковке у нас был дом с низким фундаментом, — продолжает Кайда-младший. -Его во время весеннего разлива реки подтапливало. Как-то отец решил его приподнять. Соседи поначалу крутили у виска: чего удумал? А отец привёз с завода рельсы, по периметру дома сделал пазы, в них загнал рельсы. На заводе шахтного оборудования взял домкраты. И с их помощью поднимал дом на 20 сантиметров и заливал пустое пространство бетоном. И так несколько раз. Так он поднял дом над землей на высоту более одного метра! Все ахали! Это был уникальный случай, настолько это было сложно и трудоёмко. Кстати, домик стоит до сих пор. Всякий раз, когда я ездил в командировку, от института «НИПИОТстром», где трудился, в родные края, я всегда старался проехать через Дружковку, посмотреть на наш дом, пообщаться с друзьями.

Точный рост богатыря остался загадкой

Кстати, каким на самом деле был рост знаменитого богатыря Владимира Кайды, сын Валерий не знает. Во всех источниках называют «под два метра». Валерий Владимирович тоже утверждает – под два, не выше. А сколько точно — не знает. Легенду о том, что отец кулаком мог убить быка, подтверждает: лично не видел, но отец рассказывал, что такое в молодости было.

Мужики Кайду побаивались, с таким богатырём в конфликт лучше вступать. Валерий вспомнил один забавный случай из детства: они вместе с матерью и отцом пошли погулять в парк. Зашли в кафе с открытой верандой. За соседним столиком сидела группа мужчин и среди них хороший знакомый отца. Вдруг между ними произошла потасовка. Отец, видя, что его друга вот-вот побьют, решил вмешаться. Одному забияке Кайда влепил так, что тот перелетел через ограду кафе, а другие уже и не сдвинулись со своих мест. Ну, а что же друг? Он удрал. Вот такие бывают «друзья». Мать потом ругала отца, что вмешался.

— Почему мой отец стал так популярен? Его биография уникальная, — рассуждает Валерий. — Великую Отечественную войну он встретил 22 июня 1941 года на Днепропетровской военной флотилии, защищая Киев от налётов немецкой авиации. Принимал участие в боях за освобождение пяти городов-героев из тринадцати, участвовал в четырёх морских десантах, в том числе и в составе морской пехоты на Малой Земле, имеет тринадцать ранений. Отец обогнул земной шар. Пересёк всю Америку от Портланда до Нью-Йорка. Великую Победу 9 мая 1945 года встретил на Нью-Йоркской военно-морской базе обычным рядовым матросом.  Но при этом он не считал себя героем. Нет, нет, никогда.

О герое узнала вся страна

В Новороссийск из Дружковки семья переехала в 1970 году, местная власть выделила Кайде квартиру на ул. Героев Десантников. Причем квартиру герой имел возможность выбрать. Он выбрал с видом на Цемесскую бухту. А сейчас от вида остался пшик – его перекрыли новостройки-человейники.

К тому времени отношение к героям войны изменилось, в стране стали широко праздновать День Победы 9 Мая.

А популярность к Кайде пришла после публикации в газете «Правда»: «…Но когда на сцену вышел Владимир Кайда, все семь тысяч зрителей встали», — писал в 1967 году военный корреспондент «Правды»,  герой Советского Союза Сергей Борзенко, с которым Кайда воевал на Малой Земле. Появление на сцене настоящего великана с мощной грудью, покрытой орденами, зал восхитило.

После такого «выхода в свет» появились очерки о военных подвигах Кайды, были изданы книги о русском великане Великой Отечественной.

Никогда не жаловался

Владимир Кайда после войны много лет болел инсулинозависимым диабетом, в 54 года с интервалом в месяц у него ампутировали обе ноги.

— Не старый еще мужик остался без ног… Но он никогда не впадал в уныние, никогда не жаловался, не скулил. Сила воли была колоссальная! После операции раны долго не заживали, кровоточили. О проблемах отца узнал краснодарский доктор Шурыгин, который разработал противомикробный препарат «Бализ» для лечения ран, но никак не мог его запатентовать. Доктор предложил отцу попробовать прикладывать «Бализ» к ранам. И, о чудо, они быстро зажили! Отец написал об этом в газету, лекарство сразу же запустили в массовое производство.

Герой получил деревянные протезы. Ходить на них было мучением.

— Представляете, такое большое тело нести на протезах. Это была страшная боль. Когда нужно было идти, отец становился на протезы и опирался на две трости, костыли игнорировал. Гордо, как лев, нес себя. Он, кстати, по гороскопу и был Львом. Потом мужики с СРЗ помогли сделать трехколесную коляску на базе мопеда. И отец на ней ездил. А затем ему дали «Запорожец». Мы даже в Дружковку на нем гоняли.

Вернул имя герою через суд

После ампутации ног отец прожил еще девять лет, умер в своей постели от оторвавшегося тромба, мгновенно.

Хоронили Кайду 6 марта 1984 года. Странное совпадение: в этот день Валерию исполнилось 35 лет.

— Бюст на могилу отцу сделали молодые новороссийские скульпторы по скульптуре великого Владимира Цигаля, с которым отец с войны был в дружеских отношениях. Цигаль отлил бюст в бронзе, он хранится в музее. А молодые скульпторы повторили отца в бетоне и мраморной крошке. Я спросил у авторов: сколько такой бюст простоит? Они ответили, что лет тридцать. Он уже простоял 38 лет. В лихие девяностые хулиганы бюст отца на кладбище на Солнечной облили краской. Но я всю ее счистил, — рассказывает Валерий Владимирович.

Валерий Владимирович не скрывает, что отцу приходилось туго, особенно на закате его дней. Внимание к Кайде вызывало у некоторых зависть, рождались разные слухи. Некоторые сомневались в его заслугах, обвиняли его в пьянстве.

— Но я отца ни разу пьяным не видел, — говорит сын.

Валерий не скрывает, что его отец из-за контузий был вспыльчив и остро воспринимал несправедливость. Однако вступиться за себя он уже не мог, когда в 2000 году одна местная газета, давно канувшая в Лету, опубликовала пасквиль о Кайде, «развенчав» все его подвиги, назвав их фальсификацией. Сын не оставил этого позорного факта без внимания, подал на издание в суд. Он закончился закономерной победой, издательство опубликовало опровержение, выплатив истцу компенсацию за моральный вред. Валерий Владимирович говорит, что на каждый пункт у него были подтверждённые документально доказательства, опровергающие ложь. И сейчас он бережно хранит все отцовские документы, награды, уникальные личные вещи.

Истфакт

Владимир Кайда в Новороссийске воевал в составе отряда под командованием Цезаря Куникова. Вот один из самых знаменитых эпизодов из обороны Малой Земли в 1943 году. Во время боя, когда Кайда находился на открытой местности, он услышал пронзительный вой, который мог означать только одно – их позицию накрыли немецкие пикирующие бомбардировщики и прямо сейчас вокруг начнут рваться бомбы. Вскочив, он побежал и нырнул в ближайший окоп. Запрыгнув, он понял, что укрытие с ним делят два фашиста. Это были немецкие корректировщики, которые и навели авиацию на позиции красноармейцев. В ожидании взрывов, они зажали уши и пригнулись к самому дну окопа, не замечая «гостя». «Я понял, что сейчас, после взрывов, они поднимутся и увидят меня, – рассказывал потом Кайда товарищам. – А у меня ни одного патрона в оружии. И тут вспомнил, как у нас в колхозе, ещё до войны, один мужик на спор быка ударом кулака убил. А тут какой-то вшивый фашист. Думать времени не было, я дал одному по каске – он и задёргался судорожно, второй в этот момент заметался и попытался неуклюже ткнуть меня автоматом, но получил в челюсть. Чуть руку не отшиб, но даже сквозь взрывы услышал, как у него хрустнула шея. И только потом, когда успокоил обоих, вспомнил, что у меня в сапоге был спрятан нож». В это время авиация, оставшись без наводки с земли, покинула небо, и остальные моряки смогли захватить укрепления.