Именно отсюда многие годы начиналось шествие «Бескозырки». В этом году шествия не будет из-за ограничений по коронавирусу, но свежие цветы в память о легендарном десанте 1943-го, новороссийцы сюда обязательно принесут.

Автор памятника – скульптор Николай Божененко, участник боев на малоземельском плацдарме. И хотя он является автором трех десятков мемориальных объектов, именно этот стал своеобразной визитной карточной новороссийского скульптора.

Памятников, которыми отмечен передний край обороны, в городе два — еще один находится на Мысхакском шоссе, в районе кладбища «Солнечное». Сам младший лейтенант Николай Божененко сражался на переднем крае Малой Земли более пяти месяцев, был командиром пулеметного взвода 404-го стрелкового полка 176-й Краснознаменной стрелковой дивизии 18-й армии.

В 2017 году на доме по ул. Энгельса, где жил скульптор, была установлена мемориальная доска, в оформлении которой был использован силуэт его знаменитого «Матроса с гранатой».

По данным отдела истории Великой Отечественной войны Новороссийского исторического музея-заповедника, оба мемориальных объекта связывает схематическое изображение переднего края, которое обозначено установленными рядом с памятниками небольшими символами в виде бетонных флажков.

В ходе боев на плацдарме линия переднего края неоднократно менялась, но в целом дает представление о границах плацдарма.

Из воспоминаний Н. Божененко: «Во время апрельских боёв на Малой Земле гитлеровцы переходили в атаку на нашем участке по нескольку раз в день. Отступать нам было некуда – позади море. Мы били и били из пулемётов, а атаки не утихали. На нас сыпались сотни бомб, тысячи снарядов. Земля под ногами колышется, кругом гарь и пыль. Дышать трудно. Нас осталось совсем мало, но мы не отступали, а секли и секли из пулемётов, автоматов. Раненые не уползали в санчасть, а оставались вместе с нами, набивали ленты, диски. Вот в эти дни я и поседел. О том, что я седой, узнал уже в станице Раевской, когда мы пошли вперёд. Сначала подумал, что я испачкался, пошёл умываться. Вымыл голову с мылом, опять взглянул в зеркало – по-прежнему голова белая».

Многие воспоминания о боях на Малой Земле посвящены именно противостоянию на переднем крае, граница которого доходила до сопок горы Колдун.