«На вершине Маркотха, напротив Гайдука и Кирилловки, установлен памятник на месте братской могилы бойцов, которые держали удар фашистов в сентябре 1942 года. В конце девяностых я пару раз была там с моим отцом, Игорем Шаленко. Тогда памятник был в плачевном состоянии. А теперь даже с дороги Цемдолины заметно, что его облагородили. Невооружённым глазом видна точка на вершине горы.

Мой отец после школы несколько лет работал на заводе «Молот», где трудились его родители. Среди работников были те, кто стал очевидцем боев в сентябре 1942 года в лесах возле Гайдука. В то время они были еще мальчишками. Один из них был сыном полка среди матерых бойцов. Помогал им, носил воду. Когда отряд в 43-м начали окружать фашисты и стало ясно, что в живых никого не останется, мальчишку отправили домой. Конечно, он сопротивлялся, не желая уходить. Тогда ему дали документы и отправили якобы с поручением. Так мальчуган остался жив, а все остальные бойцы погибли.

Уже в мирное время местные мальчишки, в числе которых был отец, бродили по лесу в том районе, находили много оружия, патроны, останки солдат.

В 1975 году рабочие завода «Молот» решили установить памятник погибшим солдатам. Его сварили на заводе «Молот». Везли сначала на тракторе, потом мужчины несли на руках до вершины. На месте вырыли могилу, уложили в нее останки бойцов, которые смогли найти в лесу. Установили памятник.

Все это написано со слов моего папы. Об этом ему рассказывали на заводе «Молот», где он трудился. В установке памятника он участвовал лично.

Я каждый раз смотрю на гору над Гайдуком и вижу там памятник. И в этот момент я вспоминаю своего папу, а также завод «Молот», который канул в Лету.

С уважением, А.И. ВЕШТА в память о моем отце ШАЛЕНКО Игоре Владиленовиче».

Просьба тем, кто захочет помочь читательнице «НР», звонить журналисту Марии Ананьевой по телефону редакции: 61-41-05.