Кому интересно

А ведь он явно не гнался за лайками. Просто рассказывал о своей работе, о морских буднях, повседневной жизни моряка. Да что там, и о проблемах тоже. Ковид. Смена экипажей, надежный-ненадежный крюинг. Какой должна быть заработная плата, если первый раз идёшь в рейс? На что обратить внимание, чтобы не навлечь на себя неприятности? Верить ли в приметы? А если да, то в какие? Обо всём этом вы можете узнать, заглянув на страничку Константина.

Старпом не думал, что кому-то будет интересен его аккаунт, но на автора морских историй посыпался шквал вопросов. Моряки спрашивали, как устроиться на хорошую работу, где пройти обучение и так далее.

– Свой блог я запустил в ответ на досужие разговоры моего кума Александра, который был уверен, что на море мы бьём баклуши. Что-то вроде того: «Палубу помыл – и весь день свободен! Хочешь – книги читай, хочешь – лежи себе». Вот я и стал описывать каждый рабочий день в рейсе, чтобы мой кум, да и другие, понял, насколько дорога каждая минута на судне. Моряки не только интенсивно трудятся, но эта работа еще и сопряжена с нервным напряжением, – рассказывает старпом.

Радуйся радуге

Как поняла журналист, ознакомившись с блогом Смоляра, старпом при своей полной трудностей работе старается отмечать и то, что моряку приносит радость. Пусть это  будет проблеск солнышка сквозь грозовые тучи, радуга…

Вот, например, из позитивного:

«В честь Дня Хэллоуина наш повар Арнольд приготовил необычные угощения. Арнольд поступил к нам на работу с пассажирского лайнера. Рассказывал, как широко у них отмечали этот праздник. Среди поваров устраивался конкурс на самую креативную кулинарную идею. Победитель получал 300 фунтов, среди таковых был и Арнольд. Развлекаемся как можем! Как думаете, что потом мы сделали с этими шедеврами?»

И вы дерзайте!

Спрашиваю Константина:

– Сегодня вы успешно строите карьеру. А почему решили стать моряком? Это было желание родителей или личное?

 – Решение пришло спонтанно. У меня дядька – моряк. Я пришёл из армии в 1998 году в свою станицу, откуда и призывался, а дядька – из рейса. Как вы помните, в 1998-м произошёл дефолт. Мой дядя со своими заработанными долларами стал очень богат на тот момент. А я трудился в станице. Зарплата тогда у меня была 300 рублей. И тут доллар стал стоить не 6 рублей, а 30. Я подумал: а не выучиться ли мне на моряка? И уже 1 сентября 1999 года стал курсантом первого курса НГМА (ныне ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, – прим. авт.), поступил на бюджет. В 2005 году началась моя морская жизнь.

Как отмечает автор в своем блоге, будущему моряку необязательно учиться в какой-то профильной школе, жить в Новороссийске или Владивостоке, и уж тем более вырасти в семье моряка. Нужно лишь очень захотеть выйти на работу в море. Пути в профессию моряка никому не закрыты.

О ковиде

 – Как ковид повлиял на жизнь и работу моряков?

 – Очень сильно. На борту должны быть в обязательном порядке маски, перчатки, средства дезинфекции, дополнительное медоборудование. Соответственно, в связи с этим добавилось и бумажной работы.

 – Вы делали прививку?

 – Конечно, и своих знакомых призывал. Очень был удивлён, когда некоторые знакомые перед вакцинацией начали меня отговаривать.

«Впервые о коронавирусе я услышал на борту, – написал Константин Смоляр в своем блоге почти год назад. – Сначала воспринял известие скептически. В первый раз надел медицинскую маску с недоумением. Сейчас эта вещь обязательная. Коронавирус создал проблемы и для смен экипажа. Предкрайний контракт я списывался через Белоруссию. Крайний – через Египет: Южная Корея не позволила это сделать, был локдаун.

Я нормально отношусь к прививкам. Обычный укол в плечо, несильно болючий, если сравнивать с анальгином. Побочка, к счастью, не прилетела, ни температуры, ни ломоты, ничего. Со мной вместе прививалась мама, ей 66 лет, тоже все прошло хорошо».

– Один из последних случаев меня очень удивил, – рассказывает морской блогер. – Начало рейса в Того. В аэропорту встречала карета скорой помощи. С мигалками, люди в полной защите привезли меня в гостиницу на карантин. Персонал тоже весь в защите. Ни разу не возили меня на скорой. Места там мало. Было очень непривычно и неудобно.

О выборе компании

 – Пишут ли вам в директ жены моряков?

 – В основном моя аудитория – это мужчины-моряки. Как правило, они спрашивают совета по поводу работы. Жены моряков пишут, если муж надолго застрял на судне или случились какие-нибудь другие проблемы. Я, конечно, не МИД, только совет дать могу. Но лучше в нехорошие ситуации не попадать.

– У вас лично бывали неприятности при выборе крюинговой компании?

– Это было еще до того, как я устроился в свою танкерную компанию, где сейчас и тружусь. Однажды, дело было в Индии, меня просто забыли! Во время списания с судна агент поселил меня в гостиницу и по какой-то причине не прислал за мной трансфер в аэропорт. Когда я понял, что машины не будет, поехал сам, но, так как выехал позже, опоздал на самолет.

В аэропорту находиться без билета не разрешается. И вот стою я ночью возле аэропорта, всеми покинутый и забытый, со своим чемоданом, вокруг ходят люди, рассматривают меня с любопытством. А я даже агенту не могу позвонить, телефон сел, а зарядить негде. Вернулся в гостиницу, но там уже нет свободных номеров. Что делать? Пришлось мне самому покупать билет и возвращаться домой. С тех пор я большое внимание уделяю репутации крюинга, с которым работаю. А еще везде вожу с собой зарядку для телефона. Очень нужная вещь.

О приметах

 – Верите ли вы в приметы?

 – Для моряков приметы – особая тема. И я решил посвятить ей небольшое собственное исследование. Тем более что мы работаем в смешанных экипажах, и бывают прямо противоположные друг другу суеверия.

«А вы знали, что, когда русские свистят в помещении, чилийцы и венесуэльцы свистят и даже пританцовывают? И, о Господи, деньги не высвистываются!»

Вопрос о семье я своему собеседнику задавать не стала. Было достаточно тех видео, которые старпом разместил у себя в блоге.

Константин Смоляр – любящий муж и многодетный отец, у него сын и две дочурки, с которыми он с удовольствием играет, отдыхает, путешествует и воспитывает собственным примером. Его сынишка с раннего детства знает, что такое отвертка и пассатижи.

А если вам интересно еще что-либо о профессии моряка, добро пожаловать в блог Константина: konstantin_seaman.

Вот некоторые цитаты из его постов:

«Когда в 1986 году мы переехали на Кубань из Казахстана, я попал в самую обычную сельскую школу. После 9-го класса ушел учиться в профессиональное училище на автомеханика. Мой опыт показывает, что можно однажды взять себя в руки и захотеть жить по-другому. Дерзайте! В морской академии в кубрике на 10 человек мы умудрялись жить и учиться. Английский, кстати, мне давался сложнее всего, до сих пор уделяю ему 15 минут в день», – пишет в своем блоге Константин.

Константин собрал некоторые неписаные правила и приметы,
которые в смешанных экипажах работают по-разному:

«1. Не выходить на палубу с непокрытой головой. Сейчас я работаю в компании, где выходить без каски запрещено. Однако в годы моей юности за отсутствие хотя бы кепки боцман мог просто сделать замечание. 

2. Обувь носить только с носками, любую: сандалии, босоножки, мокасины и обувь, которую подразумевается носить на босу ногу, русские на флоте надевают с носками. И да, девушки, если вы видите на улице мужчину в сандалиях и в носках, необязательно это провинциал или человек с плохим вкусом, вполне возможно, это моряк.

3. Не чихать на левом борту, на правом можно.

4. На мостике не сидеть в кресле капитана. Вообще сидеть в кресле на мостике запрещено, только стоять, отсюда одна из профессиональных болезней штурманов – варикозное расширение вен.

5. Укладка концов тросов на палубе: койлать только по часовой стрелке. Неважно, леворукое или праворукое плетение. У англичан и норвегов леворукие концы койлают против часовой стрелки. У филиппинцев – как душе угодно. Мне ближе английский подход, но я лояльно отношусь ко всем вариантам».

Полезный пост от Константина:
«На что обратить внимание при подписании контракта» (дается в сокращении).

«В мой первый рейс у меня и контракта не было. Работал бесплатно, чтобы был опыт. Второй тоже без зарплаты, зато тоннаж парохода уже был больше. В третьем мне платили $250, и я работал по 12-14 часов в сутки. Мог ли я в то время позволить себе вникать в пункты контракта? Думаю, если вы идете впервые, выбирать вам не приходится. На ваше место претендентов – море.

Итак, на что я обращаю внимание сегодня при заключении контракта:

1. Зарплата. Там, где она выше, там и привлекательнее.

Но! Чем больше в неё включено так называемых бонусов, тем хуже. Могут прописать возвратный бонус, который получите только при возврате в компанию, то есть в следующий контракт. По сути, это не зарплата в текущий контракт.

2. На сколько кормят. На конференциях, в которых я участвовал, этот вопрос очень болезненный и всегда обсуждается нервно. В компанию, где питание ниже $8,50, я бы пошёл при крайней нужде.

3. Сколько лет пароходу? Это как выбор автомобиля: чем моложе, тем лучше. Когда был 3-м или 2-м помощником, несильно обращал на это внимание. Сейчас механизмов на палубе много, и от времени они новее не становятся. Отказ, допустим, брашпиля во время якорных операций не очень приятен. 4. Есть ли Интернет на танкере. Это самый последний и менее приоритетный для меня пункт. Но если есть возможность выбрать танкер со скоростным Интернетом, то почему не отдать ему предпочтение