Я направила свои стопы в самую популярную у новороссийцев общественную баню в Гайдуке, куда после закрытия два года назад центральной городской бани перебрались многие поклонники пара.

В тесноте, да не в обиде

По двору банного комплекса в набедренной повязке из старого полотенца метался краснощекий мужик, глотая влажный от дождя воздух.

– Вход там, – махнул рукой он и плюхнулся в уличный бассейн, вероятно, с очень холодной водой. Это я поняла по звучному львиному рыку, донесшемуся оттуда.

Я вошла в тесный коридор, завешенный дубовыми вениками и мочалками. Пожилая служительница богине здоровья Гигее получила с меня 300 рублей за вход и предложила сразу же взять под охрану мою дамскую сумочку с деньгами и карточками, дав понять, что «сегодня в бане много чужих». Я с благодарностью согласилась.

В комнате отдыха за большим столом восседали семеро краснолицых дам, распивавших безалкогольные напитки в виде чая и рассуждавших о внешней и миграционной политике. С трудом найдя пару свободных крючочков на вешалке и выслушав несколько свежих анекдотов, публиковать которые опасно, я обнажилась и направилась искать парилку.

Итак, первое впечатление от женского отделения в целом – тесновато. Комната отдыха довольно просторная, но мест на вешалках и лавочках не хватает. Помывочная невелика, примерно шесть на восемь метров, по периметру и по центру расставлены лавки, на которых стоят тазы. Здесь же находятся только две душевые, куда всегда очередь.

Пара много не бывает

Парная площадью четыре на шесть метров тоже тесновата, если сравнивать с городской баней. Сегодня в ней с трудом умещаются десять дам. А вот пара в парной много, отопительная система периодически пыхтит и зверски рычит, нагнетая его, от чего начинаешь изнемогать на верхней полке. Долго высидеть я не смогла, хотя и парильщик со стажем. А вот некоторые «железные бабушки» засиживались на верхней полке до получаса.

В парилку нужно идти с веником. Оглядываюсь по сторонам: в основном женщины вооружены вениками дубовыми, следующий по популярности – пихтовый. Обратила внимание, как одна молодая мать стегала пихтовым веником свою дочь. Та всячески протестовала против такой оздоровительной процедуры.

– Больно, небось, колет? – посочувствовала я.

– Да нет, практически не колет. Из всех хвойных пихтовый веник самый неколючий. Пихта для бани может использоваться даже людьми с чувствительной кожей, – отвечает мать. – Зато горячий массаж пихтой очень полезен. Дает общеукрепляющий эффект, противомикробный, противовоспалительный, тонизирующий.

Выслушав информацию о том, что банные веники за последний год подорожали вдвое – с 100 до 200 рублей, я отправилась нырять в малый бассейн с ледяной водой, расположенный внутри помывочной.

Сметану – на лицо

 Ожидая очередь на охлаждение (в бассейне засела большая старушка, которая, судя по всему, морж), я огляделась по сторонам. Вокруг меня сидели возле своих тазов дамы всех возрастов и разной комплекции. Они мазались всевозможными смесями, скребли себя скребками, драили щетками, стараясь снять старую кожу. Чего только слабый пол не придумывает для того, чтобы сбросить годы!

 Одна женщина наложила на лицо белую, как творог, массу.

– Из чего ваша масочка? – поинтересовалась я.

– Это овсяные хлопья и сметана, – пояснила мне женщина, представившись Любовью Григорьевной. – Так я борюсь с жирной кожей. 50 граммов хлопьев измельчаю, добавляю к ним такое же количество жирной сметаны. Перемешиваю, затем наношу на кожу.

Как я люблю баню! Это же всегда кладезь народной мудрости, советов. Вот одна молодая особа наносит на себя кофейную гущу. Только глаза остаются ненамазанными.

– Я очень люблю скраб из кофе, – рассказывает мне Светлана, с которой я разговорилась в парной, куда она отправилась в этом пугающем обличье. – Он обладает отличным антицеллюлитным эффектом. Делаю я скраб так: в столовую ложку теплого меда добавляю 15 капель эфирного масла (розмарина, апельсина и чайного дерева – по 5 капель каждого) и смешиваю с 100 граммами кофейной гущи. Наношу на распаренную кожу. Затем иду в парную на 20 минут. После смываю. Кожа становится бархатной, нежной.

В парной свои законы

 В парной свои непреложные законы. Если кто-то из вертикального положения решил перейти в горизонтальное, нужно подвинуться, уступив место. Если же кто-то уже парится в лежачем положении, надо терпеливо ожидать завершения этой процедуры в свободном углу или на нижней полке. Есть среди завсегдатаев бани такие, которые, не моргнув глазом, обматерят тебя, если ты, к примеру, вовремя не подвинулся на лавке. Сидеть в парной намазанной скрабами нельзя, вдруг смесь упадет на полки. В маске можно скромно стоять у двери. Ну и, конечно же, распитие спиртных напитков в бане запрещено. Если вы придете сюда с перегаром, вас могут из парилки и попросить. В Гайдуке эти законы стараются соблюдать.

  Продолжаю наблюдать за банным народом. Некоторые, набросив халат, выбегают на улицу, где есть большой бассейн с ледяной водой. Чтобы не встретиться там случайно с противоположным полом, нужно закрыть на щеколду ворота, ведущие под навес с бассейном. Рядом есть беседка, где можно посидеть и почирикать с мужичками, которые за этим же выходят на улицу.

Радость народу обещают вернуть

– Лично мне сельская баня очень нравится, – говорит моя старинная знакомая Валентина Тарасенко, которая два года борется за возвращение городской бани новороссийцам, потому что из-за ее закрытия, как и многие другие, теперь вынуждена ездить в Гайдук. – Нравится все, кроме того, что она не рассчитана на такое большое количество народа.

 В Гайдук нынче ездят даже из Анапы, где также закрылась городская баня, из Тоннельной, из Натухаевской. Осенью прошлого года на дверях сельской бани даже появилось объявление, что одновременно более 20 человек не пускают, и контролировали время пребывания – не более двух часов в день на человека. Сейчас эти ограничения сняли.

Валентина Тарасенко говорит, что меньше всего народу рано утром.    Валентина Владимировна прибыла в Гайдук к 8.10 утра, и в это время в парилке женского отделения было только три человека. Народ начинает валить после обеда. Сожалеет она, что клуб «Здоровье», который функционировал в городской бане на ул. Сипягина, с ее закрытием практически развалился («НР» писал об этом клубе по интересам). Немногие пенсионерки хотят и могут долго, с двумя пересадками, добираться до бани в Гайдуке. Некоторые по этой причине выбрали другие, частные сауны, поближе к дому. К тому же, чего греха таить, не все старики могут позволить выделить из бюджета 430 рублей на одно посещение бани с учетом транспортных расходов.

– Я даже перестала брать с собой в баню соль и кофейный скраб. Просто из-за того, что для таких процедур в помывочной очень мало места. Для этого нужно как минимум где-то сесть, разложиться, а места нет, – сожалеет Валентина Тарасенко.

На прощание Валентина Владимировна сообщила мне и другим читателям последние новости о центральной городской бане, которую обещают вернуть народу.

– Городская администрация заверила, что в августе 2022 года будет сдана первая очередь бани после реконструкции, которую сделают в рамках муниципального-частного партнерства. Баню обещают с хорошей парилкой, бассейнами и зонами отдыха, – обнадежила Тарасенко добрыми новостями.