Позывной – «белая сотка»

Первые полтора года войны принесли будущему воздушному асу весьма скромные результаты боев с самолетами противника. В июне-декабре 1941 года Покрышкин сбил два немецких самолета и один – в группе. За 1942 год Покрышкин сбил один немецкий самолет лично и один – в группе. В январе 1943 года 16-й гвардейский авиаполк был послан в Иран для получения новой техники. В апреле 1943 года летчики-гвардейцы вернулись на фронт и сразу включились в воздушное сражение на Кубани. В первом же бою на новом самолете Р-39 «Аэрокобра», поставлявшемся по ленд-лизу, Покрышкин сбил Bf.109 («мессершмитт»). На борту самолета нашего летчика был номер «100», а сам пилот имел позывной «белая сотка».

Именно в небе Кубани Покрышкин проявил себя во всем блеске. За апрель 1943 года он сбил 10 вражеских самолетов, за май – 12. В мае 1943 года он получил первую золотую медаль Героя Советского Союза, а ровно через три месяца – вторую.

За критику — партбилет на стол!

В небе Кубани раскрылся талант Покрышкина как умелого воздушного бойца и мастера тактики. Его новые тактические приемы для патрулирования воздушного пространства, такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка» с использованием наземных радаров, и продвинутая система контроля воздушного пространства принесли советским ВВС первую большую победу над авиацией противника.

В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу – сбить ведущего. К тому времени из личного опыта боев он понял, что подбить ведущего значило деморализовать противника и зачастую заставить его вернуться на свой аэродром. Кстати, в разработке тактических приемов Покрышкину помогал уроженец Новороссийска, будущий маршал авиации Евгений Савицкий.

Однако не все командиры принимали критику Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации. Однажды один из таких конфликтов привел к тому, что летчик был снят с должности и исключен из партии. Против него сформировали дело, которое рассматривалось военным трибуналом в Баку.

Малоземельцев прикрыли с воздуха

В книге «Небо войны» Покрышкин описывает эпизоды сражения над Новороссийском: «Противник, стараясь вернуть утраченные позиции на Мысхако, перешел в наступление. На земле и в воздухе снова закипели бои.

На наших полетных картах Малая Земля была заштрихована красным карандашом. Мы, летчики, знали, что этот ничем не приметный с воздуха участок песка и глины обильно полит кровью советских воинов. Дорогой ценой его отобрал у врага морской десант, возглавляемый майором Куниковым. Этот плацдарм имел, пожалуй, не столько стратегическое, сколько моральное значение. Противник все время чувствовал наши штыки за своей спиной.

Однажды утром восемь истребителей вылетели сопровождать пикировщиков, которые шли бомбить скопление пехоты и танков противника в балке у Мысхако. Одну группу прикрывал я со своими ведомыми, другую – звено Дмитрия Глинки. На подходе к Цемесской бухте нас встретили «мессершмитты». Глинка сразу вступил в бой. Посмотрев в сторону Анапы, которая с высоты была очень хорошо видна, я заметил там, над аэродромом, клубы пыли. Все стало ясно: взлетели немецкие истребители. В это время в воздухе появилось несколько групп вражеских бомбардировщиков. Они шли встречным курсом, точно на нашей высоте. Какая армада самолетов! Сколько бомб под крыльями этих хищников! Все они будут сброшены на головы защитников Малой Земли. Нет, не бывать этому! Веду свое звено в атаку. Мы налетаем на ведущую группу и открываем огонь. В одно мгновение все перемешалось. Образовался клубок из огня и металла. Гитлеровцы в конце концов не выдерживают и поворачивают назад».

О результатах труда истребителей

В ходе напряженных боев на Кубани Покрышкин обратил внимание на то, что далеко не все сбитые самолеты противника учитываются в ходе боев.

«В своем выступлении я привел примеры перехвата моей «восьмеркой» больших групп бомбардировщиков противника в глубоком тылу врага, – писал летчик в книге своих воспоминаний. – В приказе, изданном еще в начале войны, установлено, что сбитые самолеты противника должны быть подтверждены нашими наземными войсками или зафиксированы кинопулеметом. Разве могут передовые части видеть воздушный бой, если мы деремся в 20-30 километрах в тылу противника? Наша же промышленность пока производит самолеты без кинопулеметов. К примеру, в районе Мысхако основные бои нам пришлось вести над морем, западнее Новороссийска. Сбитые машины хорошо видели стрелки сопровождаемых нами бомбардировщиков. Но их данные официально не служат подтверждением победы в воздушной схватке».

Получил право судить палачей

В июле 1943 года Герой Советского Союза Александр Покрышкин, писатель Алексей Толстой и еще ряд представителей советской общественности присутствовали на судебном процессе над пособниками немецких оккупантов в Краснодаре. Это был первый судебный процесс в СССР по деятельности оккупантов, связанной с применением для уничтожения жителей Кубани «газвагенов» (душегубок). Суровый приговор был приведен в исполнение на городской площади Краснодара в присутствии почти 50 тысяч человек.

Прибыв в Краснодар, Покрышкин осознал свою популярность среди простых советских граждан. Многие узнавали его по газетным портретам.

При встрече Покрышкина с «советским графом» Толстым разговор зашел о причинах предательства. Толстой привел пример сражавшихся против Советской власти генералов Краснова и Деникина. Первый пошел с фашистами против своей Родины, а второй проявил достоинство и отказался служить немцам.

Среди подсудимых Александр Покрышкин узнал своего знакомого. Это был преподаватель танцев, учивший его до войны в Доме офицеров. Война выявила его истинную суть изменника и палача, который убивал женщин и детей, докалывал штыком раненых.

Необычный аэродром

В январе 1945 года дивизия, которой командовал Александр Покрышкин, пересекла польско-германскую границу и расположилась на специально подготовленной грунтовой посадочной площадке. С приближением весны земля все больше оттаивала, что сильно осложняло взлет и посадку самолетов.

Летчики-истребители 2-й воздушной армии первыми в мире в авиационной практике массово стали использовать шоссейную дорогу для взлета и посадки. Первое испытание необычного для того времени аэродрома Покрышкин произвел лично. Полученный опыт помог советской авиации в боях над территорией Германии.

Герою можно

Однажды, в конце 1940-х годов, Покрышкин вместе с Леонидом Брежневым, которого знал еще с периода боев за Малую Землю, хорошо погуляли в столичном ресторане гостиницы «Москва». Они засиделись допоздна, и когда их «попросили», то легендарный летчик, который хотел продолжения банкета, достал пистолет и начал палить в потолок. О произошедшем инциденте было доложено Сталину. Тот в ответ лишь усмехнулся и ответил: «Герою можно». Герои-летчики пользовались особым вниманием Иосифа Сталина.

Кино и небо

Во многом благодаря Александру Покрышкину был снят фильм «В бой идут одни «старики». У Леонида Быкова, мечтавшего в молодости стать летчиком, возникала одна проблема за другой. Создавалось впечатление, что кто-то свыше специально тормозит работу над фильмом.

Руки опустились после того, как режиссеру ответили, что истребителей времен Великой Оте-чественной войны спустя тридцать лет нет и не будет. И именно Покрышкин спас работу над фильмом о летчиках войны. Сначала он попросил на несколько дней оставить ему сценарий, который прочел в первую же ночь. В то время он возглавлял ДОСААФ СССР и уже утром распорядился предоставить для съемок пять крылатых машин – четыре самолета Як-18 и один чехословацкий Z-326, внешне похожий на «Мессершмитт-109». Их удалось «состарить» на аэродроме «Чайка» в Киеве.

Но после фестивальной премьеры фильм «В бой идут одни «старики» оказался на полке. И вновь помогли прославленные летчики. Покрышкин присутствовал на сдаче фильма в Госкино Украины. Лента его просто потрясла. Когда в зале зажгли свет, Покрышкин вытирал слезы.

Наша справка:

Покрышкин Александр Иванович (1913-1985) – советский летчик-ас. Второй по результативности (после Ивана Кожедуба) пилот-истребитель среди летчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Первый трижды Герой Советского Союза (1943 – дважды, 1944). Сражался в небе Новороссийска и над Малой Землей. Участвовал в качестве знаменосца 1-го Украинского фронта в Параде Победы 1945 года. Маршал авиации (1972). Автор военных мемуаров «Небо войны», «Познать себя в бою»,  «Бой требует мысли» и др.