Александр ЗЕЛЕНСКИЙ, домохозяин из Северной Озереевки:

— Право на свободу, но исключительно в пределах двора. Собакам, которых у меня четыре, разрешаю жить без привязи. Они свободны передвигаться по двору и от этого счастливы. И я счастлив тоже. Они у меня как полноправные члены семьи — заменяют детей, которых Бог не дал.

Александр ПОТАПОВ, санитар новороссийской «красной зоны» ковидного госпиталя, хозяин мерина Орлика:

— У Орлика есть право валяться в грязи. Не знаю, зачем это нужно лошадям, но поваляться они любят. И я ему это иногда позволяю. Правда, потом приходится коня отмывать. А еще разрешаю ему лизать мои руки, наверное, коню не хватает соли. А также у него есть право щипать траву на прогулке и есть вдосталь дикие яблоки.

Игорь КАРАЦУБА, инструктор по дрессировке, блогер:

— У моих трех собак прав много, но также есть и обязанности. Права такие: выбрать себе любимое место в квартире, пусть даже это будет диван. Право вовремя получать пищу. Право на выгул. Право не быть униженными и оскорбленными человеком.

Анатолий ПОЗДНЯКОВ, фотокорреспондент «НР», взявший на попечение брошенных дачниками собаку по кличке Вагон и кота Соломона:

— Право на комфортабельную и теплую будку! Вагону я построил дом из фанеры, утеплил ее пенопластом, оборудовал в ней настоящие тёплые полы. Теперь пес в ней ночует с большим удовольствием, иногда к Вагону просится на ночевку кот Соломон. Теперь за животных я спокоен, они не замерзнут, если будет мороз.

Клавдия ЖИВОТОВА, активистка ст. Раевской:

— Право на общение, право проявлять свою любовь. Ну хотят они лизать тебе ноги, руки – пусть лижут. Имеют право побегать перед домом, веселясь, как малые дети. Имеют право рвать подстилку, и я их за это не ругаю. Имеют право подглядывать за мной в окно. И только одному из шести псов – Бетховену — я позволяю заходить в дом. Однажды я плакала, и мой Бетховен подошел ко мне и стал слизывать мои слезы. Иногда я думаю, что собаки – живые люди, но только на четырех лапах. Только говорить они не могут. Но они могут выражать свою любовь. Мне они ближе людей, которые могут предать. Собаки – никогда!

Наталья ПРАСОЛ, владелица семейного питомника и 17 чихуахуа:

— Право жить, как им вздумается, делать – что хотят. Разве что спать в спальню не пускаем, но все равно некоторые особо шустрые умудряются забежать.