За подделку – уголовная ответственность!

– Ольга Валериановна, процент привитых, поступающих в инфекционку с коронавирусом, стал больше после массирован-ной информационной кампании, развернутой и СМИ, и докторами?

– Увы, нет. Вакцинированных в стационаре – менее одного процента. Нас тоже удручает и возмущает эта статистика. Вроде бы человек поступает в стационар, предъявляет сертификат о вакцинации, мы его регистрируем, но когда ему становится совсем худо, признается, что документ им был куплен. Поэтому я за ужесточение ответственности, вплоть до уголовной, за выдачу поддельных сертификатов.

Я повторяю еще раз всем: в реанимации нет ни одного пациента, который был бы привитым от новой коронавирусной инфекции. Там лежат и умирают непривитые. И эта статистика не только наша. Мировая.

– Какая сейчас заполняемость ковидного госпиталя в Новороссийске?

– Стопроцентная. Все 180 коек заняты. Но каждый день у нас появляется резервный коечный фонд для поступающих. Поэтому открытие еще одного отделения для больных коронавирусом в первой горбольнице – своевременное решение. Таким образом, в Новороссийске на сегодня 300 коек для больных. И это хорошо.

– Какой сейчас процент смертности?

– Смертность от ковида в стационарах в целом по России составляет 7-14 процентов. Тенденция такова, что люди к нам поступают в крайне тяжелом состоянии, с большим поражением легких. Очевидно, что вирус стал более агрессивным, чаще пробивает иммунитет молодых. Я еще пеняю на частную медицину. Многие лечатся дома, ходят к частному доктору, которого порекомендовала соседка. Вот вчера поступил мужчина в возрасте 52 лет, он лечился дома, даже кислородный концентратор для себя приобрел, чтобы было легче дышать. В результате довел себя до крайности – его привезли к нам с сатурацией 35 процентов. Чтобы вы понимали, это практически труп. К сожалению, он сегодня умер.  

Лечим по инструкции Минздрава

– Да, кстати, сейчас модно ходить за лечением к платным докторам. Они что лечат не так, как нужно?

– Действительно, не все заболевшие хотят идти в поликлинику, где придется сидеть в очереди, чтобы попасть к терапевту. Люди обращаются к частнопрактикующему врачу. Я не знаю, как и чем лечит этот платный доктор, есть ли у него необходимые допуски, сертификаты, лицензия. Министерство здравоохранения РФ издало методическую рекомендацию №13 лечения новой коронавирусной инфекции. И нужно придерживаться этого алгоритма. Мы делаем только так. Ну, к примеру, некоторые люди сразу начинают пить антибиотик, гормоны, а они в этой фазе болезни совсем не нужны. В первую очередь необходима противовирусная терапия.

– Сейчас в СМИ много пишут о том, что начали тяжело болеть дети. У вас, в инфекционке, много лежит малышей?

– Детей у нас нет. Если они поступают, то крайне редко, болеют в легкой форме, хорошо выздоравливают.

Коварная зараза

– Молодые стали чаще болеть?

– Процент поступающих к нам людей среднего возраста – 40-60 лет – вырос за последнее время процентов на тридцать. Умирать чаще стали молодые люди, недавно скончался мужчина в возрасте 30 лет. Он, кстати, не был вакцинирован. Главная причина этой тенденции, на мой взгляд, отсутствие вакцинации и позднее обращение в больницу – на 12-14 день с начала болезни.   

– Когда от коронавируса умирает глубокий старик, я могу с этим смириться. Не укладывается в голове, почему умирают от этой инфекции молодые и спортивные люди? Что с ними не так?

– У каждого человека свой личный уровень иммунитета. Возможно, что молодой и спортивный человек имел слабый иммунитет. Дело в том, что коронавирус иногда развивается по своему, одному ему ведомому сценарию, который сложно предугадать. Порой молодые умирают, а старики справляются с атакой вируса и живут дальше. Вот у нас недавно на «высокопоточнике» лежал мужчина под сорок лет с 95-процентным поражением легких. Он пришел в норму, выписался. Был также пациент в возрасте 95 лет с процентом поражения 80-90, он также поправился и поехал домой.

Панацеи пока  не существует

– Некоторые родственники больных, сбившись с ног, ищут лекарство, которое стоит 45 тысяч рублей. Но я знаю случаи, что люди умирают, даже применив этот препарат. Почему?

– Он не является панацеей. Поймите, в мире не изобретено лекарство, блокирующее коронавирус! Да, пациенты покупают этот препарат, он турецкого или даже японского производства. Но он должен быть введен лишь в определенный период течения заболевания. Если позже – эффекта не будет. Кроме всего прочего, он имеет массу противопоказаний. Иногда родные обреченного настаивают на введении этого препарата, и мы идем им навстречу. Это своеобразный жест отчаявшегося, иначе родные будут чувствовать себя виноватыми, что сделали не все. На языке врачей так и называется «терапией отчаяния».

– Ольга Валериановна, скажите, сейчас вам хватает докторов, санитаров? Нужны еще рабочие руки в госпиталь?

– Докторов, санитаров хватает. Есть норматив по кадрам, и мы в него вписываемся. Появилась другая проблема – эмоционального истощения. Персонал в таком режиме работает два года. Это тяжело. Люди, хотя они и стрессоустойчивы, в постоянном напряжении, вплотную с инфекцией, рядом со смертью. Даже сильные истощаются. Истощаются эмоционально, физически. По-прежнему люди из «красной зоны» выходят с отметинами на лице от маски и респиратора.

А вот отношение общества к нам изменилось. В сторону доктора, который не всегда может спасти жизнь, идет порой много негатива. Нам мало говорят добрых слов, мало поддерживают. Раньше докторам дарили цветы, сейчас – не дарят.

Диабетов станет больше

– Вы и ранее обращали внимание на последствия ковида, рекомендовали обследоваться после перенесенного заболевания. Сейчас понятно, чем он чреват? По каким органам бьет?

– Однозначно больше будет заболевших диабетом. Коронавирус провоцирует появление диабета, развитие гипертонии, поражает сосуды, стимулирует тромбообразование. Поэтому всем переболевшим ковидом требуется углубленная диспансеризация месяца через два. 

– Недавно прошла международная медицинская конференция в Сочи «Социально значимые и особо опасные заболевания». Знаю, что вы, Ольга Валериановна, там были. Что важного сказали ученые? Есть что-то обнадеживающее?

– Говорилось очень много интересного, предлагались новые технологии лечения, в том числе и коронавируса. Мы их приняли к сведению, но лечим мы все же по инструкции, выработанной Минздравом. Самый главный вывод конференции: минимум два года ситуация с ковидом не изменится кардинально. Сейчас ученые многих стран, в том числе и России, работают над созданием препарата, блокирующего вирус в организме. Надеемся, что он появится. 

– Напоследок скажите, какие меры защиты сейчас эффективны. Понятно теперь, что резиновые перчатки от ковида не спасают. Что тогда?

– Маски в общественном месте обязательны. Вирус передается воздушно-капельным путем. К тому же в декабре начинается гриппозный период, от гриппа также защитит маска. Пожилым людям в возрасте 60+ рекомендую вакцинироваться и не посещать массовые мероприятия.