Ей, — это Ольге Климовой, крановщице пятого разряда, которая одиннадцать лет отдала не самой женской профессии в мире.

        Выбрала профессию наперекор подруге

— А я в детстве любила залазить на высокие деревья и качаться на ветру, — на мой вопрос, как она попала в профессию, рассказывает Ольга. – Когда мне было лет 26, братья, которые в то время зарабатывали кровельными работами, сказали: ты должна преодолеть себя, залезть на крышу дома. И я это сделала. Без страховки.

Учиться на крановщицу в краснодарский учкомбинат Оля пошла наперекор подруге, которая заявила, что Климова не сможет залезть на кран. Когда пришло время выходить на практику и первый раз подниматься на 60-метровую высоту к своему куратору, сидящему в кабине работающего крана, Ольга не на шутку сдрейфила.

— Была перепугана, это мягко сказать, — вспоминает свои ощущения 49-летняя женщина. – Представьте, лезу наверх без страховки, кран шатает. В какой-то момент машина двинулась, меня «колбаснуло». Честно, даже было не до молитвы. Залезть бы… Думала, почему памперс не надела? Куратор наверху первым делом спросил, поднималась ли я на кран раньше. Отвечаю, что нет. Оказывается, прежде чем выбрать профессию крановщицы, нужно пройти боевое крещение, непременно залезть наверх. Одну девчонку пришлось отдирать от коврика в кабине. Она так орала. Атас! – вспоминает Климова.

Фото Ольги Жук

       Однажды в кран шарахнуло молнией

В этой профессии остаются далеко не все. Наверху кран, особенно башенный, сильно качает. Амплитуда может достигать одного метра. Это, поверьте, страшно. Не все, особенно девочки, могут справиться с эмоциями.

Работы на высоте прекращаются, когда скорость ветра достигает 14 метров в секунду. Но пока крановшик спустится вниз, на землю, порывы, особенно в Новороссийске, могут усилиться до 20-25 метров. И это еще то испытание! А еще в кран может ударить молния, даже если он имеет положенное техникой безопасности заземление. Однажды в частотник Ольгиного крана, закрепленный на его хвосте, бахнуло молнией. Климова осталась жива, но, как говорят, воспоминания остались.

— Зато какой вид из окна кабины… — рассказывает Ольга и присылает мне фотографии новороссийских гор, Цемесской бухты, роскошные виды сочинского Олимпийского парка, где она трудилась на этой неделе на строительстве бассейна рядом со стадионом «Фишт». – Я люблю мою профессию, в том числе из-за пейзажей – горы, лес, Цемесская бухта. В основном я работаю на побережье Черного моря.

— Иногда бывает, что у нас, на высоте 50-60 метров, уже идет снег, а на земле его еще нет. «Как там погода, как небо?», — спрашивают у меня коллеги по работе по рации.

За это Ольгу ласково называют Королевой высоты, Королевой неба. А иногда, когда Оля покажет свой железный характер, и Безбашенницей (от выражения «башенный кран»).

       Работа перестала быть вредной

Сейчас Ольга Климова трудится в организации «ВираКран» на приставных кранах для высотного строительства, они более устойчивые за счет того, что крепятся к дому. Она поучаствовала в возведении многих высоток в нашем городе – жилых комплексов «Аврора», «Клевер», «Босфор», первой очереди ЖК «Облака».

Работа у вас, небось, вредная? — спрашиваю у Ольги.

— Сейчас ее уже нет в списках вредных профессий. Но, действительно, далеко не каждый способен остаться в этой профессии, — говорит Ольга. – На кранах работают женщины сильные духом. Слабачка на кран не поднимется. К тому же трудиться приходится в мужском коллективе. Любой мужчина старается подмять под себя. Приходится давать отпор, ставить на место. Давать понять, что не все будет так, как он хочет.

— Каких вершин мастерства достигли в профессии?

— Могу поднять бетонную стену панельного дома с поставленным на нее пластиковым полным воды стаканом на высоту 10 этажей. Есть у нас, крановщиков, такие соревнования.

          От поклонников отбоя нет

Крановшик весь день проводит наверху, как правило, его знают только по голосу из рации.

— Сверху я вижу маленьких человечков, далеко не всех знаю в лицо. Когда спускаюсь в конце рабочего дня, все уже разбежались, — рассказывает женщина. – «Привет Оля, я твой стропальщик», — иногда говорит мне мой напарник. А я его не узнаю, потому что с высоты 50 метров не вижу лица. Для меня все муравьи.

Зато от поклонников у Ольги Климовой отбоя нет. Женщина, особенно такой необыкновенной профессии, представляет интерес для мужского пола.

— Порой спускаюсь с крана, а меня уже поджидает кто-нибудь, кто влюбился по голосу из рации, — рассказывает Ольга. – Однажды, когда мы строили каток в Роза Хуторе на Красной поляне, влюбился в меня по голосу серб. «Тебе не крановщицей нужно работать, а диктором на радио», — шутил он. Мы с ним сходили пару раз на свидания.

         Ищет сильного мужика

Ничего серьёзного, стоит признаться, не получилось. Слабеньким оказался паренек.

Ольга не скрывает, что она сегодня совершенно свободна. До сих пор мечтает о любви, хотя за плечами брак, есть двое взрослых дочерей, четверо внуков. Ищет себе Ольга Климова сильного мужчину. Не слабака, не размазню. А человека, который имеет в жизни цели, кто способен на красивые поступки ради любимой женщины, кто готов вместе с ней пойти в горы. Правда, уточняет Оля, все претенденты на сердце и руку должны пройти испытания высотой.

— Один парень, тоже серб, полез ко мне на кран. В этот момент груз за что-то зацепило и кран шатнуло. Парень от страха лег в кабинке на пол. И чуть не умер от ужаса. Потом он сказал, что не боялся высоты, но не рассчитывал, что наверху так шатает…,  — смеется моя героиня.

        Захотела надеть юбку

Ну а крайний поклонник Ольги был на 18 лет ее моложе. Эти отношения сильно ее изменили.

— В какой-то момент я захотела заняться собой и своим здоровьем. Перешла на здоровое питание, стала изучать нутрициологию, обзавелась собственным диетологом, похудела на 25 килограммов, решила сменить гардероб, — рассказывает Ольга.

Теперь, когда она идет по улице в юбке и на каблуках, ее коллеги и подавно не узнают.

За одиннадцать лет работы на кране, к слову о вредности профессии, здоровье Ольги пошатнулось, появились боли в спине. Сидение по 14 часов в кабине, где невозможно встать в полный рост и есть только крошечный балкончик, дало о себе знать. Чтобы спасти себя, женщина начала изучать оздоровительные практики. Так она попала в спортивный женский клуб, где освоила славянскую гимнастику.

— Теперь каждое утро я начинаю в 5:00 с зарядки. Боль в спине прошла, — говорит она. – Да и на кран я стала подниматься в два раза быстрее. Если раньше поднималась за 20 минут, то теперь за 10.

За время интервью Ольга Климова меня практически убедила, что крановщица — лучшая профессия на земле. Между прочим, дочь и зять Ольги тоже выбрали ее. Особенно порадовала меня достойная заработная плата – под 100 тысяч рублей.