Пятна увидели студенты МАИ, проанализировав спутниковые снимки. «На снимках из космоса отчетливо видно, что загрязнения не являются выбросами канализации или сливами биогенного происхождения. Появление пятен нефтепродуктов на поверхности моря над местом инцидента говорит о необходимости обследования затонувшего судна», — сказал, комментируя происходящее, генеральный директор и научный руководитель межрегиональной проектной группы «РискСат» Алексей Кучейко. Координаты эпицентра разлива, считают исследователи, точно соответствуют координатам затонувшего «Адмирала Нахимова». Данные о загрязнении представители МАИ передали в Администрацию морских портов Черного моря.
Любопытно, но ровно год назад, в октябре 2020 года, «Новороссийский рабочий» провел собственное расследование, после того, как появились сообщения в прессе о том, что «Нахимов» выпускает мазутные пятна. Тогда видеоролик, на котором видны радужные пятна (на фото внизу) в Цемесской бухте, мгновенно облетел все соцсети.
Вот, что удалось выяснить тогда журналисту «НР» Марии Ананьевой:
«Корреспондент газеты «Новороссийский рабочий» срочно связалась с новороссийцем Андреем Леоновым, который 23 года подряд занимается исследовательской деятельностью, связанной с круизным лайнером, и создал сайт admiral-nakhimov.net.ru, где хранятся копии всех архивных документов. Также у него имеются в наличии копии проектов мероприятий по откачки топлива с судна.
— На момент выхода из Новороссийска на пароходе было 570 тонн мазута Ф-5 и 40 тонн дизтоплива, — рассказывает исследователь Леонов. — В 1987 году была целая спецоперация по откачке основного топлива – мазута из «Адмирала Нахимова». Топливо было извлечено из танков левого борта. Проникновение к танкам правого борта и расходным танкам правого борта специалисты в то время исключали по соображениям безопасности. Таким образом, 300 тонн мазута так и остались на «Нахимове», они были законсервированы. Я предполагаю, что сейчас выделяется дизтопливо для вспомогательных механизмов, но не мазут, ведь он на дне моря, где холодно, превратился в твёрдое вещество.
Однако Андрей Леонов все же призвал относиться к видеоролику с долей скептицизма, исследователю не хватило панорамы бухты и GPS-координат, чтобы считать видео не очередным фейком.
— Для полноценной картины и локализации источника загрязнения необходимо подводное исследование корпуса судна, — говорит Леонов.
Судно пачкало море вплоть до 2005 года
Но что думают по поводу пятен непосредственные участники мероприятий по оценке состояния судна?
— На «Адмирале Нахимове» основной мазут был снят в 1988 году, осталось около 200 тонн в донных цистернах, — рассказывает начальник отдела экологии ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» Вячеслав Бердников, который принимал непосредственное участие во всех мероприятиях, связанных судьбой этого судна. – В 1997-1998 годах по ситуации с «Нахимовым» работала целая экспедиция, в составе которой были представители МЧС, морской спасательной службы, в том числе было задействовано судно-спасатель «Прокопчик». Комиссия оценила состояние парохода, вынеся вердикт, что он экологической опасности не представляет. Ведь остатки мазута замурованы в герметичных цистернах, да и мазут при низкой температуре не имеет текучести. Правда, в девяностых годах прошлого века периодически, особенно после южного ветра, течением из-под «Адмирала Нахимова» вымывались мазутные пятна. Но всплывал деградированный мазут не непосредственно под затонувшим лайнером — течением его выносило довольно далеко от места катастрофы 1986 года, к причалам Шесхариса. Но потом все прекратилась, начиная с 2005 года, пароход вел себя спокойно, — заключил Вячеслав Сергеевич.
На этой неделе в Новороссийске начала работать специальная комиссия, которая вновь призвана оценить состояние «Адмирала Нахимова» и вынести вердикт, представляет ли памятник-корабль угрозу экологическому состоянию Цемесской бухты и вообще, этому ли объекту принадлежат мазутные пятна? «НР» обязательно расскажет, к каким выводам пришла комиссия.
Пароход скоро развалится на две части!
А что думают по поводу ситуации новороссийские дайверы, которые неоднократно спускались к затонувшему судну и изнутри знают ситуацию?
— «Адмирал Нахимов» каждый год выделяет шарики мазута, особенно в теплое время, когда море хорошо прогревается. Я неоднократно видел над ним радужную пленку, — рассказывает мой знакомый дайвер Константин Вовченко, который был на «Нахимове» 30 раз вплоть до момента, пока появился запрет на спуски к судну. – Последний раз я спускался к братской могиле лет пять назад. Хорошо заметно, что в месте удара судно уже сыплется, и есть среди моих коллег предположение, что пароход скоро развалится на две части.
Константин пожалел о том, что затонувший круизный лайнер сейчас под запретом для подводных прогулок.
— Для нас, водолазов, это грустная ситуация. «Нахимов» – очень интересный для погружений объект, который очень красиво лежит. Особенно если смотреть со стороны носа. Впечатления потрясающие, фотографии тоже, — сожалеет мой знакомый. — Судно лежит на максимальной глубине 48-50 метров, верхняя его точка — 27 метров. В целом для дайвинга это неопасный объект, если спускаться к судну. Я же заходил внутрь судна, бывал в ходовой рубке, проходил по центральному проходу, где висит центральная люстра, заходил в кинозал. Внутрь заходить всегда опасно. Мы, дайверы, все оканчивали целый курс по заходу в замкнутые пространства, учились работать с искусственным светом, со страховкой, с сигнальными приспособлениями.
Ученые не верят, что пятна от «Нахимова»
Главный научный сотрудник Института океанологии РАН (Геленджик), и.о. заведующего лабораторией литодинамики и геологии Рубен Косьян, который в 1986 году лично принимал участие в подъеме людей, утонувших на «Нахимове», сказал, что выход нефтепродуктов – это полная чушь.
— С момента катастрофы прошло 34 года, легкие фракции нефтепродуктов испарились давным-давно, внутри остались загустевшие битумные фракции, которые не могут просто так всплывать. Даже если что-то выделяется, это мизерные объемы, которые не могут сильно навредить экологической ситуации. Скорее всего, человек, снявший видео, обычный искатель славы, который поставил себе задачу снять сенсацию, если он оказался в этой акватории. Успокойтесь, выход нефтепродуктов – это мелочь в сравнении с экологической ситуацией на Дальнем Востоке, — завершил свой комментарий ученый».
Вот так выглядела ситуация в прошлом году. Что покажут проверки-2021? «НР» непременно сообщит об этом нашим читателям.