Есть такие, кто, осознав, что ему звонят злоумышленники, начинают откровенно нервировать этих «служащих банка», отвечающих за «безопасность». То есть абонент сначала изображает доверчивого клиента, который готов отдать деньги мошеннику. Ведет с ним длительные разговоры, тем самым изматывая терпение злодея.

Соцсети уже пестрят такими смешными историями о том, как ушлые абоненты доводят телефонных мошенников до нервного срыва. Однако эти «трюки» опасны, и не стоит их повторять.

Такие запреты появились недавно в Сети: никогда не разговаривайте с телефонными мошенниками! Лучше сразу нажать на «отбой связи». А почему?

Разъяснения дала «Комсомольская правда».

— Мне как-то позвонил телефонный мошенник. Дело было рано утром, может, поэтому я и «купился», — вспоминает в беседе с «КП» директор исследовательского подразделения Интерфакс-ЛАБ Илья Мунерман. — Звонивший сказал, что была атака на мой счет, она предотвращена, деньги целы. И он сообщит в другой банк, где у меня есть вклад, информацию о возможной атаке на счет. Назвал банк, и я сказал: «Хорошо», тем самым, по сути, подтвердив, что у меня там есть вклад. Через какое-то время звонок — якобы из этого банка. Спросили «для идентификации» фамилию, потом еще разные СМС-сообщения посылали, еще вопросы задавали. Затем, посчитав, видимо, что я совсем расслабился, попросили «сверить» номер карты. На шестой, кажется, цифре я окончательно проснулся и сказал этим ребятам все, что о них думаю.

Но эпизод на этом не закончился.

— Прошло минут пять, — продолжает Мунерман, — снова звонок: представились, что из зоомагазина. Мол, там как раз какой-то замечательный кошачий корм завезли, и они предлагают его своим клиентам. «У вас же есть кот?» Я понял, что это одна шайка, сказал что-то резкое и прервал связь. Но этого было им достаточно: они догадались, что есть у меня домашний питомец. И следующий звонок был таким: «Мы к вам приедем через час и зарежем вашего кота». Девушка звонила. Согласитесь, странная формулировка: «зарезать» в отношении кота. А это они подводили меня к определенной конструкции фразы. Какой мог быть ответ? Как правило, зеркальный: «Да это я к тебе приеду и зарежу!» Все, фраза такого содержания, сказанная моим голосом, записывается, и в дальнейшем возможно разное. Люди будут либо угрожать кому-то от моего имени, либо вымогать у меня деньги, пугая, что заявят на меня в полицию за угрозу убийством…

Возможен и другой сценарий вымогательства. Вам позвонит очередной жулик, представится полицейским и сообщит, что на вас поступило заявление об угрозе убийством. И предложит «решить вопрос» за деньги.

Еще вариант: довести человека до ругани, оскорблений и угроз, а потом шантажировать тем, что эта запись, не красящая человека, появится в Интернете. Такое может сработать в отношении публичных персон. Не все захотят представать перед публикой отъявленными сквернословами. Можно подать резкие фразы таким образом, будто их говорят не мошенникам, а например, близким членам семьи. Оправдывайся потом, что это монтаж, и ты не жене и детям угрожаешь, а телефонному аферисту.

Есть и еще одна опасность от долгих бесед с жуликами. Чем дольше вы говорите, тем больше «образцов» вашего голоса они соберут. А уж потом…

— Существуют недорогие программы, которые могут имитировать любой введенный в нее голос, — рассказал «КП» эксперт по кибербезопасности, гендиректор компании «Интернет-розыск» Игорь Бедеров. — Записывается несколько ваших фраз, программа запоминает ваши звуковые волны. Потом мошенник своим голосом говорит какие-то страшные вещи, а программа преобразует его голос в ваш. Да, там не будет ваших характерных словечек, может не совпадать скорость речи, но тембр, характерная окраска голоса, будет ваш.

С помощью этой программы можно наговорить что угодно. Такая технология позволит усовершенствовать старые трюки со звонками типа «Бабушка, я сбил человека, срочно передай деньги следователю, чтобы замяли дело». Или другой вариант: «Сынок, меня на «скорой» в больницу забрали, переведи врачу сто тысяч на срочную операцию».

А на днях новороссийские полицейские единым десантом высадились в близлежащие села.

Они организовали профилактическую акцию «Вместе против мошенников», направленную на предупреждение киберпреступлений.

 Правоохранители провели инструктажи с селянами, посетили торговые объекты, где рассказали об уловках дистанционных мошенников, раздали памятки-листовки. Полицейские разъяснили информацию о наиболее распространенных схемах телефонного мошенничества, интернет—мошенничества, фишинга, приобретения различных онлайн-услуг или товаров.

Полицейские призвали участников акции к бдительности и разъяснили правила финансовой безопасности:

— перепроверяйте информацию, полученную от неизвестного лица;

— не совершайте действий в спешке;

— не выполняйте требования звонящих вам незнакомых лиц, кем бы они ни представлялись.