С 1 июня она стала обязательной для мороженого и сыра. С 1 декабря 2021 года к ним добавится продукция со сроком годности 40 суток и менее. Обязательная поштучная прослеживаемость каждой единицы продукции начнется с 1 декабря 2023 года. Пока эти продукты будут маркироваться на добровольной основе.
Минпромторг неоднократно переносил сроки и смягчал условия маркировки, чтобы дать возможность производителям поэтапно наладить все процессы.
С помощью маркировки государство борется с нелегальной продукцией. Ведь фальсификатом может быть не только спиртное, но и «молочка», и обычная питьевая вода.

Маркировка же позволяет отследить «жизненный цикл» товара — от производства до его продажи в магазине. Каждому товару присваивается уникальный код (Data Matrix, двумерный матричный штрихкод), который наносится на упаковку или товарный ярлык и содержит точные данные о продукте: наименование, производителя, дату, время и место выпуска. Система фиксирует переход товара по всей логистической цепи, включая проверку кода в магазине при размещении товара на полке.

Постепенно вводится обязательная маркировка бутилированной воды. С 1 сентября 2021 года ее производители должны будут зарегистрироваться в системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке. Подать заявление будет необходимо в течение семи дней с начала оборота продукции.

Это предваряет обязательную маркировку бутилированной воды: для минеральной воды она станет обязательной с 1 декабря 2021 года, для остальной бутилированной воды — с 1 марта 2022 года.

Маркировать необходимо упакованную воду, включая природную и искусственную минеральную, газированную, без добавления сахара и других подслащивающих или вкусоароматических веществ.

Государство вводит цифровую маркировку для борьбы с контрафактом и фальсификатом. Бизнес на «подпольной» воде, оказывается, процветает. По разным оценкам, доля нарушений на российском рынке воды может составлять от 0,2% до четверти от всего оборота.