Новороссийцы со страхом ждали августа 2003 года. Год прошел с тех страшных дней 2002-го, когда стихия унесла несколько десятков жизней. Город восстанавливался несколько месяцев.

Даже те, кто тогда не потерял ни близких, ни крова пережили настоящее потрясение. Психологическая травма дала о себе знать год спустя. Вид стремительно прибывающей воды на улицах города до ужаса напугал всех – и горожан, и власть.

1 августа 2003 года над Новороссийском опять разверзлись хляби небесные. С 2 до 13 часов над городом вылилась полуторамесячная норма осадков. Основная масса выпала над Абраусским хребтом, а оттуда двумя потоками пошла на центр города и на Широкую балку-Озереевку. Реки наполнились, но из берегов не вышли.

Весь центр  — от памятника Ленину до троллейбусного депо ушел под воду. В пятиэтажках за «белым домом» вода доходила до пояса. Кто пытался поехать по Анапскому шоссе – заворачивали обратно. В районе автовокзала мужчина бросается в бурный поток и его сносит под автобус. Успевают спасти.

Основная масса воды проходит полосой между улицей Тобольской и Революции 1905 года, превратив Луначарского, Чайковского, Гордеева, Свободы в настоящие реки. Самый мощный поток идет по Луначарского и Чайковского. Вверху улицы Астраханской удар стихии был такой силы, что «КАМАЗ» понесло как пушинку и бросило в узкий проулок между домами. Водитель едва спасся. В Павловской щели размыло берега ливневки, вода пошла прямо по улице, посмывала во дворах стройматериалы. В Широкой балке у базы отдыха «Лесная гавань» размыло дорогу, продавило забор, принесло тонны грязи. Улица Московская завалена грязью и ветками. На площади Свободы повсюду смытые куски асфальта.

Слухи приходят со всего города один других страшнее. Говорят, Цемдолина опять тонет. Как в прошлом году! Позже выясняется, что мощный поток шел по улице Энергетиков, подтопило только огороды. Вопреки слухам не прекращалось движение и по железной дороге, хотя вода поднималась в районе вокзала по головку рельсов.

Работа по очистке началась сразу, как схлынула вода. Уборочные бригады работали и днем, и ночью.

— Уязвимое место, — говорит в интервью «НР» глава города Владимир Синяговский, — ливневая канализация. Но регулярных прочисток коллекторов и селеуловителей, а также русел речек недостаточно. Много хаотичной, непродуманной застройки, перекрывающей воде естественный сток. В городе все заасфальтировано. Это удобно для жителей, но имеет обратную сторону: вода не уходит в землю. Нужны более мощные ливневые коллекторы. Это стоит несколько годовых бюджетов города.