«7 августа 2021 года, в 16.49 мск, на Морском терминале КТК в Южной Озереевке при погрузке на выносном причальном устройстве (ВПУ №1) танкера Minerva Symphony (греческий флаг, порт приписки — Пирей) произошел выход нефти. В соответствии с Планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти АО «КТК-Р» были незамедлительно приняты необходимые меры по ликвидации нештатной ситуации. Для локализации последствий инцидента были оперативно привлечены силы и средства профессионального аварийно-спасательного формирования (17 судов), выставлены боновые заграждения, задействованы четыре нефтесборные системы и емкости для сбора нефти. Организовано взаимодействие с профильными контролирующими государственными органами.

7 августа, к 22.42 мск, разлив нефти был локализован, ликвидация разлива нефти завершена. Ведется работа по мониторингу акватории Черного моря. Для замеров состояния воды и воздуха привлечены независимые лаборатории, которые осуществляют отбор проб в территориях, прилегающих к Морскому терминалу.

Площадь разлива составила около 200 кв. метров, объем — порядка 12 куб. м. Причиной инцидента послужило разрушение внутренней полости гидрокомпенсатора, являющегося составной частью ВПУ (поставщик – IMODCO, MONACO).

На время ликвидации последствий нештатной ситуации отгрузка нефти на Морском терминале КТК была временно остановлена. По данным на утро 8 августа, ситуация была нормализована и не представляла опасности для местного населения, флоры и фауны Черного моря.

Для расследования причин и условий, приведших к инциденту, в КТК создана специальная комиссия.

Повышенное внимание Каспийского Трубопроводного Консорциума к вопросам обеспечения безопасности производства и готовности к чрезвычайным ситуациям позволило в кратчайшее время локализовать разлив и ликвидировать его последствия.

КТК ежегодно проводит не менее 10 крупномасштабных учений по ликвидации разливов нефти и тушению пожаров. Как составляющая корпоративной политики в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, они направлены на обеспечение готовности сил и средств КТК и подрядных организаций к ликвидации возможных ЧС в регионах прохождения трассы магистрального нефтепровода Тенгиз – Новороссийск, а также в целом на минимизацию воздействия деятельности Консорциума на экосистему».

ТГК ЧП Новороссийск, Новая Россия и др

Тем временем новороссийцы активно обсуждают случившееся. Горожане в соцсетях пишут, что в субботу запах нефти явно чувствовался не только в Южной Озереевке, но и в 14-м микрорайоне, районе улицы Волгоградской и даже в Кабардинке. В выходные на пляжах в Широкой Балке и Дюрсо были вывешены черные флаги, что означало запрет на купание.

 Южная транспортная прокуратура проводит проверку исполнения требований экологического законодательства и законодательства о безопасности эксплуатации водного транспорта. Отобраны пробы морской воды. Специалистам предстоит выяснить, какой ущерб нанесен окружающей среде и кто будет ответственен за очередное загрязнение морей Краснодарского края.

Некоторое время после случившегося в сети появилось видео в момент аварии на нефтеналивном терминале Каспийского Трубопроводного Консорциума. На нём видно, что бурная утечка нефти идёт непосредственно с болтающегося в море буйка, на который повесили нефтеналивную установку. При этом нехитрое устройство не имеет никаких средств защиты от разлива.

 Глава Росприроднадзора Светлана Радионова сообщила, что ведомство потребует дисквалификации для терминала АО «КТК-Р». В отношении компании проводится административное расследование.

«Если не жалко море и его обитателей, может, просто посчитать, сколько такое поведение стоит? Может, такие объекты эксплуатировать с повышенным вниманием? Может, руководство компании не будет отрицать очевидное и начнёт всерьёз думать если не про экономику, то про экологию. А пока расследуем, считаем, судимся, просим ввести дисквалификацию!» — написала на своей странице в социальной сети руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова.