– Раньше таких «пионеров» и «октябрят» я видела разве что в далёкие советские времена, – поделилась наша читательница Ангелина Ивановна. – А сейчас я будто снова вернулась в те годы, когда мои дети ходили в школу, и летом вожатые водили их на море, в театры и музеи. Так тепло и хорошо стало на душе.

Корреспонденты «НР» тоже несколько раз встречали детские группы, направлявшиеся то в сторону парка Фрунзе, то в Ленинский парк. Конечно, вместе со взрослыми. В бейсболках от солнца, с флажками, а ещё с песнями, шутками, смехом. Весело!

Как сегодня живут школьные лагеря и много ли желающих ходить в школу летом?

Чтобы узнать ответы на эти вопросы, корреспонденты «НР» побывали в школе №40.

Здесь есть не только летний лагерь, но и трудовые бригады, где подростки с 14 лет могут заработать свою первую в жизни зарплату.

Учеников мы застали за работой в школьном дворе. Ребята поливали клумбы, выдёргивали сорняки и приводили в надлежащий вид элементы благоустройства под руководством педагогов-трудовиков – Максима Сезонова и Дмитрия Фотина.

– Я пошёл в бригаду, чтобы не просить денег у родителей, – рассказал Егор Богданов, на чьих плечах в трудовом лагере держится много мужской работы.

– А домой приходишь и, наверное, сразу на диван?

– Нет, приходится и дома помогать. У нас шестеро детей. Я средний, но теперь вроде как старший, потому что взрослые живут уже сами, а помощь родителям требуется, – серьёзно рассуждает Егор.

Светлана Вариат, Анна Сибогатова, Родион Смотров, Злата Олейникова тоже работают в школьной бригаде. Самым ответственным и аккуратным доверили «делопроизводство» – работу с бумагами. Есть чем заняться и в школьной библиотеке. Главное, не увлечься каким-нибудь интересным детективом, подклеивая корешки книг.

– Ещё девочки помогают ухаживать за растениями. А мы перетаскиваем столы, стулья, прочую мебель, – с гордостью рассказывает Родион Смотров.

– Трудовые школьные бригады пользуются большим спросом. Вы не поверите, но уже с января меня одолевают вопросами дети, стремящиеся занять туда очередь, – рассказала начальница летнего школьного лагеря Александра Фотина. – А всё почему? Один ребёнок копит на новый телефон, но мама сказала, что добавит деньги только к заработанному им самим капиталу. Кому-то нужны вещи, кому-то – просто карманные деньги. Школьные трудовые бригады у нас организуются ежегодно. Работают подростки с 14 лет, по две недели, всего 4 часа в день. А зарплата – почти 5 тысяч рублей.

И, что интересно, у детей меняется отношение к деньгам после того, как они сами заработают первый рубль. Если раньше они считали, что родителям ничего не стоит выделить по 150 рублей в день на водичку и булочку, то, поработав, понимают, как нелегко расставаться с кровными. И булочки ищут по более выгодной цене. Тут уже подключаются практические знания к тем урокам финансовой грамотности, которые проходят в учебное время.

– Бригады есть во всех школах, – разъяснила директор СОШ №40 Галина Алейникова. – В первую очередь мы трудоустраиваем детей, семьи которых нуждаются. Это многодетные, малоимущие, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Наши приобщившиеся к труду дети признаются: «Теперь мы понимаем, как это – рано встать и пойти работать».

Каждый день – в тему

Что касается самого школьного лагеря отдыха, то попасть в него тоже немало желающих. Работают два летних потока. А мероприятий столько, что тут позавидует любой массовик-затейник даже самого престижного санатория.

Родители со спокойной душой отправляют детей в лагерь, потому что полдня ребёнок занят, а потом дома готовится к следующему тематическому дню.

– У нас каждый день – новая тема, – делится Александра Станиславовна. – Например, если это день цветов, то мы изучаем цветы на наших клумбах, затем заглядываем в энциклопедии, где узнаём много интересных фактов о цветах, смотрим фильмы, тоже тематические, рисуем, делаем поделки, а завершаем день конкурсом селфи, опять же с цветами.

Интересным был «День мыльных пузырей», когда стартовали соревнования на самый большой и самый «живучий» пузырь, затем шоу мыльных пузырей. Опять же  фото, рисунки, рассказанные любопытные истории.

Обязательно, помимо развлечений, детей незаметно вовлекают в обучающий процесс: например, обсуждение фильма, спектакля, книги.

В тот день, когда корреспонденты газеты посетили школьный лагерь, шёл спектакль и одновременно мастер-класс, посвящённый оригами. Супруги Левашовы, известные в городе творческие люди, делились с детьми тонкостями этого искусства. В общем, судя по лицам детей, день удался!

Заместитель начальника управления образования Татьяна Александрова рассказала, что летний школьный лагерь – это очень удобная форма отдыха, когда ребёнок не отрывается от семьи, не уезжает далеко и в то же время занят, находится под присмотром.

В июле школьные лагеря посещают 612 детей, а в трудовых бригадах заняты 500 подростков.

Программа у каждой школы со своей изюминкой. Так, в начальной школе №11 дети устраивают интерактивный отдых. Мини-отчёты о каждом проведённом дне они выкладывают в «Инстаграме», просят родителей выйти на связь, отреагировать, пообщаться. В гимназии №2 в школьном лагере сделали упор на физкультурно-спортивное направление.

Словом, у каждой школы собственные «фишки». Только в прошлом году из-за пандемии не удалось организовать такой отдых.

В целом же детям, побывавшим в школьных лагерях, не придётся долго думать над сочинением «Как я провёл лето», а возможно, даже не хватит листов в школьной тетрадке, чтобы поделиться впечатлениями.