Было – стало. Тревел-блогер & автор заметки

Вокзал удивил отсутствием столпотворения. Основной поток пока к нам, обратный заметно слабее. Страна лежит на анапском песочке и сочинской гальке. Я спокойно прошла через досмотровый зал.

Всё же я давно здесь не была. И потому искала глазами лоток для мобильного и всякой металлической мелочи на пункте контроля. Оказалось, сейчас всё это можно оставить в сумке на конвейерной ленте. Так что есть возможность порадовать переменами к лучшему тревел-блогера Дениса Новикова, оставившего нелицеприятный пост на «Дзене» об «аде» на новороссийском вокзале в 2019 году. На дневник Дениса я наткнулась, когда сёрфила в Интернете отзывы о сегодняшнем предмете моего журналистского интереса.

Вот как он описывал процедуру досмотра 2 года назад: «Ад начинается уже на входе, когда на пункте контроля требуют всю мелочь из карманов, а также ключи и телефоны положить в лоток перед проходом через рамки (и это нормально), а затем пропустить этот лоток через сканер. Вопрос – зачем?!»

Сам пункт контроля на прежнем месте. И лично я не видела в этом ничего неудобного, пока не прочитала у него же: «Пункт контроля и сам вокзал – это разные здания. На улице может быть дождь или шквалистый ветер, который для Новороссийска – нередкое явление». Ну, не знаю. Наверное, для путешественника с пятилетним ребёнком и младшим в коляске, уймой чемоданов это и впрямь серьёзное неудобство. Особенно в разгар сезона, когда напирает толпа. Да ещё нет ни в пункте контроля, ни в здании вокзала автоматически открывающихся дверей, нужно самому толкать и придерживать. Двери, по мнению блогера, узкие, пандус есть только на одном из трёх лестничных спусков. Я бы к этому ещё прибавила разрушающиеся ступени мостов, ведущих на дальние платформы.

А вот насчёт зала ожидания не соглашусь.

«Зал ожидания – тесный и неуютный. Есть несколько сидений в соседнем кассовом зале, который ещё меньше. Про него мало кто знает, мы там и приютились». Возможно, два года назад так оно и было. Я помню ряды некомфортных тесных и жёстких металлических сидений с низкой спинкой. Их заменили на широкие с высокими спинками, что добавляет приватности, деревянные лавки. С разметкой мест через  одно – примета пандемийного времени.  В одном из свободных рядов улеглась и подрёмывала в ожидании поезда троица пожилых людей, наморившихся на солнце.

Ну, и к слову, у нас конечная станция, никто здесь не пересаживается и не ждёт нужного поезда по полсуток. А для часа-полутора ожидания, мне кажется, наш вокзал вполне комфортен.

Электроника везде

Заглянула я и в камеру хранения. И, надо сказать, подрастерялась. Камеры только автоматические, причём с электронными замками. В зависимости от размера багажа (100 рублей в час за стандартную кладь до 600х500х800 и до 1200 рублей за большую на сутки) сотрудник подберёт подходящую ячейку, примет оплату и выдаст жетон.  А вам уже останется самим ввести код на устройстве. Или же вам выдают пластиковую смарт-карту после оплаты через терминал, и вы сами ищете подходящую по размеру ячейку.

А как же бабушки, не пользующиеся ничем сложнее кнопочного телефона? Или, скажем, туго соображающий на жаре человек, вроде меня? Пока разберешься, а ведь спустя десять минут после оплаты через терминал смарт-карта обнуляется. Не успел справиться с ячейкой – плати повторно!

Заметив моё замешательство, сотрудница камеры хранения успокоила, что поможет.

Ну и как в поезд без варёных яиц?

Зал кондиционируемый, тут же справочная и окошко дежурного по вокзалу (ой-ё-ёй, я ещё помню времена, когда чтобы навести справки, нужно было бежать вниз, на платформу!), автомат с кофе на выбор (от сорока-пятидесяти рублей), магазинчики, где можно взять прессу в дорогу, напитки, мороженое, а также снеки и прочий пищевой мусор в ярких обёртках. А вот привычного дорожного набора из курочки гриль и варёных яиц я не нашла. Возможно, в них нет необходимости, поскольку теперь можно оплатить и выбрать питание при покупке билета? А Новороссийск  входит в число станций,  где можно к поезду заказать на сайте rzd.ru еду из местных ресторанов быстрого питания.

Однако тревел-блогер прав: «Вблизи здания вокзала нет никакой инфраструктуры. К примеру, ближайший «Макдоналдс» почти в 4-х километрах».  Правда, прямо на привокзальной площади есть продуктовый магазин, а в нём огромные пирожки с разной начинкой, по полтиннику. Но моя поджелудочная заныла при одном взгляде на них: сколько они жарились  в масле, не знаю, но загорели крепче, чем отбывающие домой отпускники.

Вот на что ещё жаловался Денис в 2019 году: «Выход из здания вокзала к путям – единственный. Более того, этот же выход ведёт и в город. Предположу, что так охране проще контролировать потоки, но это абсурд! Когда объявляют посадку на поезд, у этой самой двери начинается давка».

Сейчас эти выходы разнесены. На привокзальную площадь выходят через двор, в котором уютно под берёзами и соснами расположились лавочки. Здесь же – киоск, в котором можно до отправления поезда успеть купить сувениры, магнитики и стаканы разного калибра с символикой либо пейзажами Новороссийска. Самый дорогой – литровая пивная кружка за 250. По той же цене чтиво в мягкой обложке. Верхним в стопке оказался подходящий по тематике детектив «Убийство в восточном экспрессе». Чуть не забыла – в зале ожидания появилась стойка кроссбукинга.

Платить не надо!

Решив наведаться в туалет, или как здесь он называется, в санитарную комнату, я пересчитала мелочь в кошельке. Но оказалось, что платить не надо. Сотрудницу, принимавшую монетки и отрывавшую от рулона туалетную бумагу, убрали, очевидно, из-за пандемийных ограничений. Рулоны заняли место в туалетных кабинках, как и положено, а если вам показалось, что в туалете недостаточно чисто, можно позвонить по указанному номеру, и пришлют уборщицу.

Теоретически, можно воспользоваться и душевой, стоит посещение 120 рублей, как пояснили мне в справочном окне. Но конкретно в этот день было нельзя: душевая кабина находится в КДО (комнате отдыха), а в ней уже разместились.

Вокзальный медпункт работает круглосуточно. Травмы, порезы там всякие, как я поняла, редкость. Обращаются сюда в основном измерить давление. В жаркие дни у многих пассажиров оно повышается, у других, наоборот, падает. 

Сколько стоит охота к перемене мест?

Я разговорилась с семьёй из Тверской области, ожидавшей московского поезда. На вокзале их всё устроило, воду и перекус запасливая бабушка приобрела в продуктовом в Новороссийске. Больше откровенничать не захотели.

Так что отпускной бюджет семьи из трёх человек из Ржева, решившей отдохнуть в Геленджике, я, любопытства ради, посчитала сама.

Итак: три сидячих места в вагоне поезда Ржев – Москва – 2100; плацкарта для троих пассажиров из Москвы в Новороссийск – 17 000; столько же нужно заплатить за путь в обратную сторону, от Новороссийска до Ржева. В итоге одна дорога обойдётся в 38 тысяч с хвостиком.

Теперь Геленджик. По сведениям сайта «Курорты РФ», июльские цены на отели, где «всё включено», начинаются с 12 000 рублей за сутки (за 2 взрослых и подростка на дополнительное место). За десять дней комфорта нашей троице нужно отдать, минимум, 120 000. Складываем дорогу и геленджикский комфорт и получаем 158 000 рублей.

Но я не представляю, как на курорте, где столько соблазнов, можно уложиться в эту сумму. Включено-то оно включено, но мороженка и газировка на пляже? Минимум пятьсот рублей в день. Ладно, сувениры можно не покупать, набрать ракушек на берегу. Но фруктов-то поесть на нашем юге по вполне себе северным ценам?  В общем, самый спартанский минимум такого семейного отдыха  калькулятор нарисовал мне около 170 000 рублей. Сколько надо копить на такую поездку в славном русском городе Ржеве, при модальной (наиболее часто встречающейся в вакансиях) зарплате в 25 тысяч рублей? На сайте trud.com треть всех предложений – не более 23 тысяч. Должно быть, выручает введённый государством кешбэк за отдых?

Кстати, проезд в поездах, отправляющихся в четыре-пять утра, заметно дешевле, но в Новороссийске так сэкономить не удастся – движение отсюда происходит в основном во второй половине дня.

Куда исчезло гостеприимство?

Наверное, мы, местные, не очень понимаем ценность моря, ради которого наши сограждане из других регионов готовы ужиматься в повседневных расходах целый год. А в условиях пандемии всероссийская тяга «на моря» мне кажется не вполне здравой.

На официальном сайте администрации Краснодарского края помещаются сводки о новых зарегистрированных случаях ковида-19. И легко увидеть, что рост пошёл со стартом курортного сезона, а в приморских городах число заболевших каждые новые сутки вдвое, а то и втрое выше, чем в не представляющих интереса для туриста.

Власти отреагировали на ситуацию. Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев ужесточил требования к приёму туристов в гостиницах и санаториях региона. С 1 июля при заезде в отель гостям придётся предъявить ПЦР-тест либо сертификат о вакцинации, а с 1 августа гостиницы будут заселять только вакцинированными людьми. По-моему, правильная мера.

Честно говоря, я тоже в числе тех, кто в этом году не рад гостям. А вы?