Занят – значит,  будет успешен

Родители не должны удивляться, что уже с детского садика их малыши занимаются по программам. И если раньше дошкольник просто бегал по площадке под присмотром воспитателей или сам возводил башенки из кубиков, то сегодня все дополнительные занятия вписываются в рамки образовательных программ.

Об этом шла речь на заседании за круглым столом по теме дополнительного образования, состоявшемся в Молодёжном центре.

Сегодня занятость детей вне школы и детсада – это не просто возможность реализовывать свой интерес в той или иной отрасли.  Тема имеет социальную сторону: если ребёнок увлечён спортом, искусством, техникой, ему некогда бесцельно слоняться по улицам, его не вовлекут в сомнительные группы в соцсетях. Более того, он сможет уже с детства выбрать себе профессию по душе, любимое дело.

– Вот почему дополнительное образование детей сегодня является приоритетным направлением государственной образовательной политики в России. Именно поэтому приняты новые подходы и новое содержание образовательных программ и форм работы, – рассказала собравшимся секретарь Общественной палаты Новороссийска Татьяна Митина.

По словам Татьяны Борисовны, многое уже выполнено. В частности, в крае функционирует региональный модельный центр, который координирует работу всех организаций дополнительного образования на Кубани. А в городах и посёлках действуют зональные опорные центры. В Новороссийске это Дворец творчества детей и молодёжи им. Сипягина.

Также в городе-герое недавно появились суперсовременные площадки для развития технического творчества детей – это детский технопарк «Кванториум» и информационно-ресурсный центр «Школьник», оборудование которому подарило АО «КТК-Р», а также оборудованные по последнему слову техники «Точки роста» в сельских школах.

Уходим от кружков

Как рассказала начальник управления образования Елена Середа, в городе реализуется свыше 550 программ дополнительного образования. А педагогов доп-образования – 448. Одна из проблем – нехватка кадров, которая возникает из-за роста населения в городе, в том числе и детского. Также требуются ещё и новые площади.

Большое внимание уделяется содержанию внешкольных занятий.

На совещании прозвучало: каждая программа дополнительного образования заводится в систему «Навигатор». Кружки вязания и макраме ещё не ушли в прошлое, некоторым детям это интересно.

– Но в основном мы наблюдаем поток желающих заниматься программированием, дизайном, и все эти занятия чаще имеют сопровождение на английском языке, – сообщила Елена Середа.

И ничего удивительного, ведь это профессии будущего!

– Сегодня правила нам диктуют родители и дети, – продолжила Середа. – Когда мы стали пересматривать наши планы по дополнительному образованию, то от четырёх программ вынуждены были отказаться: они не востребованы.

Бывает такое, что ради интересных занятий родители готовы перейти в другую школу. Началась конкуренция программ!

Что касается кадровой нехватки, то прирост детей поглощает темпы выделения ставок педагогов дополнительного образования.

Существует и нехватка квадратных метров, где могли бы разместиться детские клубы. Например, городской Центр детского творчества состоит из восьми клубов по месту жительства, два из которых город был вынужден закрыть из-за несоответствия санитарным нормам, поскольку это полуподвальные помещения. Проблема решаема, но на это требуется время.

Что касается оснащения клубов, то не так давно тому же Центру детского творчества было выделено свыше миллиона рублей на приобретение спортивно-туристического снаряжения для походов различных уровней, а ещё на приобретение велосипедов. Педагоги признались: думали, что обеспечены на сто процентов, и закупленного хватит с лихвой. Но прошло несколько лет, и многое пришло в негодность. Существует расходный материал, который быстро используется, но не так легко его пополнить.

В планах руководителя Центра детского творчества – организовать ещё и некоммерческую структуру и постараться получить грант на серьёзный проект.

 И, конечно, нужно развивать дополнительное образование в пригороде – сёлах и станицах. Частично сельские дети занимаются в городском Центре детского творчества, в составе которого детские клубы и школы №№23, 31, 24, 26, 30, в них и созданы «Точки роста».

В «Точках роста»  зреют личности

Директор школы №23 села Гайдука Татьяна Василенко рассказала, что с появлением в школе оборудования по программе «Точка роста» учащиеся значительно продвинулись в технических направлениях, компьютерной грамотности. Большой популярностью пользуются радиотехнические и геоинформационные технологии. Интерес вызывают занятия с квадрокоптерами (показательные выступления школа проводила в детском саду), но оборудования опять же не хватает на всех желающих.

 3D-моделирование – это популярнейшее направление, которое директору удалось нацелить на решение общешкольных проблем. Так, юные техники напечатали на 3D-принтере составляющие для жалюзи и шахматные фигурки. Однако на это всё ушло много пластика. Запасы подошли к концу.

Не хватает и времени для того, чтобы все желающие смогли заниматься. Школа работает в две смены, на допобразование остаётся всего два с половиной часа, этого мало. Детей, увлечённых робототехникой и готовых ради неё пропадать круглосуточно в школе, хватает. На те же VR-очки, очки виртуальной реальности, выстраиваются очереди.

Бизнес – в помощь

Вот тут самое время привлечь частных предпринимателей, говорили за круглым столом. В городе немало и спортивных, и технических, и робототехнических секций, в которых дети занимаются платно.

Если предпринимателям пройти необходимое лицензирование и соблюсти прочие требования, какие диктует программа «Навигатор», то можно получать за доп-образование бюджетные средства.

Механизмы муниципально-частного сотрудничества есть, они рабочие и действенные, и в Новороссийске не один проект реализован таким образом.

Ещё неплохо было бы организовать с помощью меценатов выезды наших юных спортсменов и техников на соревнования в другие города.

У ребят неплохие достижения, но не у всех команд есть возможность приобрести единую красивую форму, сделать перед соревнованиями углублённое медицинское обследование, стоимость которого около 10 тысяч рублей на одного ребёнка. Бизнесу есть где развернуться на благо мальчишек и девчонок!

Хорошо  продвинулись

Полезную программу, рассчитанную на каникулярное время, разработали в информационно-ресурсном центре «Школьник». Называется она «IT-навигатор». За время летних каникул дети смогут ознакомиться с программами обучения по каждому культивируемому здесь направлению, чтобы сделать окончательный выбор дела для себя.

Так, школьник попадает поочерёдно к разным педагогам и пробует свои силы в программировании, 3D-моделировании, компьютерной графике. И к сентябрю ребёнок уже будет понимать, что ему интересно и где он продолжит заниматься уже в учебном году.

Почти что «инопланетным» показалось журналисту выступление директора детского технопарка «Кванториум» Тимура Шахмурзаева.

Квантовые шахматы, квадрокоптеры, дирижабли – все эти современные термины стали реальностью для наших детей. Воспитанники «Кванториума» уже сейчас создают приложения для телефонов. А сколько разработок у них ещё впереди!

По итогам заседания круглого стола принята резолюция: разработать комплексный план совместной работы служб администрации по дополнительному образованию и развитию учреждений города; провести мониторинг состояния материальной базы организаций дополнительного образования; разработать единый городской банк дополнительных образовательных услуг в городе; обеспечить работу учреждений образования, культуры, спорта, негосударственных организаций по размещению дополнительных программ в системе «Навигатор»; провести информационную кампанию по ознакомлению родительской общественности на тему получения сертификатов на бесплатное дополнительное образование.

Наша Справка:

Напомним читателям, что в 2020-2021 гг. оборудование учреждениям дополнительного образования приобрел в качестве благотворительной помощи Каспийский Трубопроводный Консорциум.

Благодаря помощи АО «КТК-Р», в октябре прошлого года МБУ ДО ЦДО «Информационный ресурсный центр «Школьник-2» получило интерактивное и мультимедийное оборудование с лицензионным программным обеспечением для обучения детей на сумму почти 5,9 млн рублей. Данная техника поможет развитию знаний детей на базе центра инновационной площадки «Академия программирования», которая позволяет даже школьникам младших классов получать навыки в программировании.

А в марте нынешнего года муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи им. Н.И. Сипягина» получило в подарок широкоформатный светодиодный экран размером 5,1 х 3,2 м стоимостью более 1,7 млн руб.