«Ух, и здорово же! Просто отлично, что у нашего городского театра появилось второе пространство для встреч со зрителем. Камерная сцена в ГДК — прекрасное место для эксперимента.

Именно здесь подростки из театрального отделения  детской школы искусств им. Гергиевой представили публике спектакль «Все мы там были».

 Я  побывала на прогоне спектакля — и это само по себе захватывающее представление, особенно, когда педагог по пластической выразительности Николай Казмин поясняет и показывает юным актёрам, как по-разному может прозвучать фраза «А у меня папы нет» и какая пропасть между дежурным «до свидания» и настоящим прощанием, когда невозможно расцепить рук. Когда труппа второго курса, а это, между прочим, дети от 12 до 15 лет, сидит на сцене в своих младенческих цветов пижамках, обнимая реквизит — подушки, и внимает мэтрам. А в перерыве, пока утрясаются вопросы с музыкальной дорожкой, светом и пр., кто-то ест пирожок, кто-то юзает андроид — и в полутьме зала с рядами стульев, увешанных курточками и рюкзачками, то здесь, то там вспыхивают светлячки экранчиков.

Мобильные телефоны на время спектакля попросят отключить только зрителей. Ведь актёрам они всё время нужны: в повести Марии Якуниной «Восьмёрка», взятой за основу, «экранчики» показывают ещё не родившимся и даже пока не «появившимся» (не зачатым) детям жизнь выбранных ими родителей. Родители как родители: то милуются, то ссорятся и даже расходятся — и тогда надежды появиться в этой семье гаснут. Впрочем, кто-то из детей оказывается взрослее выбранных взрослых и всё равно собирается появиться на свет у мамы — любить ее, оставшуюся без поддержки, и помогать ей. В спектакле, как и в повести, целый калейдоскоп вариантов судьбы — от счастливого обретения семьи до «отказного» ребёнка, неблагополучного исхода беременности и даже («Это звери», — поясняет Смотритель Восьмёрке, почему не родилась Женька) аборты.

Не тяжела ли тема для подростков?

Повесть Марии Якуниной хоть и стала победителем конкурса детской и юношеской литературы «Книгуру», всё же, мне кажется, адресована больше взрослым. Во всяком случае, я бы настойчиво рекомендовала её прочесть и молодым семейным парам, и одиноким искателям любовных приключений. Повесть легко найти в Интернете, и вы одолеете её за один, ну, пусть пару, вечеров. Что до подростков, к сожалению, они уже давно посвящены во всё, от чего их уберегали, и мир уже повернулся к ним своей изнанкой. Именно поэтому так важно открыть юным душам, что количество светлого в этом мире зависит от того, какой выбор делаем мы сами каждую минуту. Это — о воспитании чувств. Мы видим на сцене метаморфозу, как Восьмерка (главную героиню играют Соня Цуркан и Алина Демиденко) из эгоистичной девочки, способной на злость и даже ненависть к ребенку, который ее опередил с заявкой на выбранных ею родителей, потихоньку вырастает в личность, готовую оберегать и защищать. Не уверена стопроцентно, что автор вкладывал именно такую мысль, но я восприняла и повесть, и спектакль как аллегорию взросления человека. Ты становишься человеком не по факту рождения (можешь ведь и зверем вырасти), а когда твоя душа научается любить.

Воспитание чувств — это невероятно важная тема.  Но почти никто сегодня не говорит об этом с подростками. В лучшем случае их ориентируют на «успешный успех», а до многих в семьях и просто дела нет. А быть подростком ужасно трудно, если вы помните. Это не только содранные коленки (они случаются раньше, в детсадовскую пору), это неизбежные ссадины на сердце, царапины, которые получаешь, исследуя этот мир в поисках самого себя и места в нем.

Педагог-постановщик спектакля Лина Занозина считает, что детям понятно больше, чем мы думаем. Они играют, в сущности, самих себя. Каждый нуждается в родительской любви и получает представление о добре и зле и о том, как всё переплетено в жизни, как мы все зависим друг от друга. Каждый в жизни испытывал те же эмоции и трудности в завязывании отношений, в становлении в детском коллективе.

Лине очень хотелось найти такой материал для спектакля, который что-то сильно затронул бы в душах юных актёров. После первого курса из-за пандемийных локдаунов пришлось ограничиться класс-концертом. А затем произошло событие, которое потянуло цепочку удач. Дочь Лины, Таисию Ксенофонтову, которая пишет рецензии на литературных платформах, позвали в подростковое жюри «Книгуру». А победительницей стала Мария Якунина со своей «Восьмёркой». Познакомились с автором, Тася написала инсценировку, и в ноябре приступили к репетициям.

Повесть сосредоточена на движениях души, антураж — Сад Появлений, управление, капсулы — описан очень скупо. А сценография очень удачная, в тему: полупрозрачные гибкие экраны (символизирующие плаценту), ширмы, подушки. Такой колыбельный мир, в который врываются тревоги другого, взрослого.

 Чтобы вы не сильно расстраивались, скажу, что Восьмёрка воссоединилась с родителями, которых горячо полюбила задолго до того, как они ими стали. А вот ценой каких потерь и переживаний — это вы уж посмотрите сами. Вас ждут на спектакль в ГДК 29 и 30 мая.

Марина Рыбкина».