Последнее время она с болью в сердце наблюдала, как разрушается братская могила в центральной усадьбе села, где захоронен её дед Сулейман Тамаев, который погиб при освобождении города-героя Новороссийска.

Памятник был создан в 1956 году советским скульптором, малоземельцем и участником боёв за освобождения нашего города во время войны Николаем Божененко. Но с годами в результате природных воздействий братская могила сильно видоизменилась и обветшала, необходим был серьёзный ремонт. В феврале 2020 года Светлана Попова обратилась к главе Мысхакского сельского округа с убедительной просьбой посодействовать в данном вопросе.

Благодаря оперативным действиям руководства посёлка и благотворителям, а также главному специалисту по историко-культурному наследию Марине Гордеевой в кратчайшие сроки памятник был отремонтирован к 75-летию празднования дня Победы. Большую работу провела руководитель отдела военной истории Новороссийского исторического музея Раиса Михайловна Соколова. Она предоставила уточнённые данные защитников города Новороссийска.

О судьбе своего деда Тамаева Сулеймана, который захоронен в этой братской могиле, Светлана Таймуразовна написала в газету трогательное письмо. Публикуем его полностью: 

«В нашем городе-герое Новороссийске  установлено много памятников и братских могил, на которых высечены десятки тысяч фамилий бойцов. А ведь за ними стоят жизни и судьбы людей, которые тоже, как и мы, мечтали и строили планы, любили и растили детей. Учились и надеялись  достичь больших высот в своей профессии. Но война в один день кардинально разрушила всё…   

Я расскажу вам об одном из них, это мой дед (отец моей мамы) Тамаев Сулейман 1917 г. р., командир взвода 4 батальона 81 бригады морской пехоты, лейтенант, который погиб 16 сентября 1943 года в с. Мысхако  и захоронен в братской могиле в сквере в центре посёлка.

Он долгое время числился в списках без вести пропавших. Но мама считала своим долгом обязательно найти могилу и свидетелей его гибели. Дело в том, что она родилась перед войной в 1936 году. Довольно рано потеряла маму, когда ей было три месяца, и воспитывалась в семье отца. Детская память сохранила образ родного человека так ярко и чётко, что это навсегда послужило формированию её жизненной позиции.

После окончания школы она сразу начала поиски своего любимого отца, хотя её отговаривали, вдруг он попал в плен… И опасались, что это навредит их семье, в те времена боялись таких новостей. Но через 26 лет активных поисков и обращений в различные инстанции в 1978 году её вызвали в военкомат Ставропольского края и наконец вручили извещение из архива Министерства обороны, где  подробно было написано, когда и где погиб её отец (мой дедушка). А затем в 1979 году ей удалось найти и встретиться лично с командиром и его женой, которая во время войны служила в их части медсестрой  и тоже рассказала свои воспоминания. Благодаря чему мне стало многое известно, и я хочу с вами этим поделиться.

Мой дедушка родился и жил в маленьком с. Чикола в Северной Осетии. С детства он стремился получить хорошее образование, поэтому  много занимался и быстро осваивал материал. От природы был волевым  и решительным, целеустремлённым и очень энергичным.                         После окончания школы  продолжил  учиться и поступил на краевые курсы подготовки Соваппарата, а 8 апреля 1940 года был принят кандидатом в члены ВКПб. Он делал стремительную карьеру военного и перед войной служил в военкомате военкомом.

Мама вспоминала, что 22 июня 1941 года у них в доме собралось много людей, в основном мужчины, которые ждали её отца, и все были очень встревожены. Папа был молод, но осознавал всю ответственность, которая лежала на его плечах.

Отправлять на войну односельчан, а самому оставаться дома, — не простое испытание. И он принял решение уйти одним из первых на фронт добровольцем.  Поэтому неоднократно подавал рапорт, но каждый раз его отклоняли, так как была бронь, а образованных кадров в селе было немного. Человеку с обострённым чувством  чести и достоинства было очень тяжело вручать  повестки другим, а самому  сидеть в тылу. Он тогда своим родителям сказал: «Мне стыдно смотреть матерям в глаза, когда я их детей отправляю на войну. Лучше я сам пойду на передовую…». 

Наконец его рапорт удовлетворили, 29.11.1941 года он передал все дела своему помощнику и ушёл на фронт. А летом 1942 года пришёл домой в отпуск из-за ранения в бедро. Мама вспоминала, что он с трудом шёл, опираясь  на палочку, но торопился быстрее подлечиться и опять  вступить в строй. 

Она слышала спор своих отца и деда. Отец быстро повзрослел и со знанием дела рассказывал, что на самом деле творится в войсках. У всех были вопросы: «Почему не были готовы к войне? Почему столько отступали? Кто виноват, что тактика и действия противника были намного организованнее, чем у нас?» Теперь солдаты в атаку бросались с криками: «За Родину!», а не «За Сталина!», как в первые дни войны…

Однажды мама заметила, что в доме все беспокойно суетились. Сестры отца и бабушка плакали, а он им что-то серьёзно объяснял. Она почувствовала тревогу. Отец взял её на руки, посадил к себе на колени и заговорил с ней, как со взрослой: «Я иду на фронт, а ты будь смелой! Мы обязательно победим врага, во что бы то ни стало! И не допустим, чтобы немцы стали хозяевами нашей страны!». Уходя, он попросил его не провожать. Моя мама запомнила навсегда эти слова и его образ. Больше он не вернулся, и долгие годы считался без вести пропавшим…

Спустя много лет она узнала, где и как воевал её отец. Из воспоминаний жены командира, которая тогда служила в медсанбате здесь у нас, в г. Новороссийске, стали известны некоторые детали из жизни Сулеймана.

В 1943 году бои шли тяжёлые, немцы очень ожесточённо сопротивлялись. От постоянных бомбёжек люди уставали настолько, что использовали любую минутку, чтобы передохнуть. Повсюду была грязь и бездорожье. 25-летний Сулейман говорил с кавказским акцентом и очень этого стеснялся. Никому и в голову не приходило, что у него растёт маленькая дочурка. И когда медсестрички  над ним подшучивали, он смущался и краснел. Но среди всех поразительно  отличался  офицерской выправкой, всегда  выглядел опрятно и с безупречно начищенными сапогами. Девушки в армии этому удивлялись: чем же он так смазывает обувь, что грязь на них не налипала?  Этим он им и запомнился.

7 сентября 1943 года молодого лейтенанта вызвали  и поставили перед ним задачу: закрепиться с группой разведчиков   на позиции в районе с. Федотовки и задержать немецкие танки! Они с собой взяли боеприпасы и продукты на три дня, так как ему пообещали к этому времени подкрепление. Командир сказал маме: «Твой отец прекрасно понимал, что живыми они не вернутся, оставляя все документы в штабе…».

Помощь подошла только через долгих 9 дней. Ребята  вросли в эту землю, которая позже стало называться  «Малой Землёй», но не отступили ни на шаг и врагу не отдали. Можно лишь догадываться, какой ценой им удалось выстоять и что пришлось пережить… Они не имели права даже умереть. Необходимо было не пропустить врага. Задание они выполнили, через их позицию прошёл всего один фашистский танк. Погибли все. Поэтому дата гибели дедушки указана по одним документам 7 сентября, а по другим 16 сентября 1943 года.

Благодаря маме, которая переехала сюда в 1981 году,  у меня всегда есть возможность почтить память и возложить цветы к памятнику, где похоронен мой дед. Спасибо всем, кто подарил нам свободу. Вечная слава героям, павшим в боях с врагом и отдавшим свою жизнь за Родину и счастье нашего народа!

Светлана Попова».