Почему в России перестали покупать живопись, сколько стоит самая дорогая картина и почему молодежи нравятся работы Тревела Хендерсона, рассказал бывший симферопольский художник, а ныне новороссиец Альберт Щитков

        В столовой висела живопись

Разговор состоялся в «Галерее» на ул. Революции 1905 года, где сейчас демонстрируются картины Щиткова, выполненные в жанре фигуративизма и реализма.

— Альберт, сейчас коренных новороссийцев раздражает большое количество «понаехов», ну а вы почему переехали к нам из Крыма? Вроде море у нас одно, а горы у вас даже красивее.

— Причин множество, в основном из-за родителей, они новороссийцы, состарились, им нужна помощь. А писать и продавать картины художник может в любом месте.

— Как сейчас живётся художнику?

— Тяжело не только мне, многим. Кризисы в нашей профессии случаются волнами. Вот и сейчас такой тяжелый момент. Человек сейчас слишком далек от искусства. Ему выжить бы. И еще дело в менталитете. В 2012-2014 годах я жил во Львове, сотрудничал там с галереями. Там тогда был интерес к искусству, люди занимались коллекционированием, даже в студенческой столовой висела настоящая живопись, а не репродукции. И перспективы были неплохие выйти на европейский рынок – галереи Львова сотрудничали с итальянскими,  немецкими,  американскими промоутерами. А здесь, в Крыму, в Новороссийске, такого нет. Люди не настолько нуждаются в искусстве.

      Картина стоила как квартира

— Сколько стоит ваша картина, к примеру, вот эта, «Яблоко молодильное», 90 см на 90 см, масло, холст, портрет?

— Стоит 70 тысяч рублей. Это не очень дорого, самую дорогую в своей жизни свою картину я продал в 2013 году во Львове, за нее заплатили 10 тысяч долларов, купил ее богатый человек в подарок своему тестю. Картина был исполнена в жанре символизма с использованием потального золота и серебра. На эти деньги я планировал купить во Львове квартиру, которая стоила 9 тысяч долларов. К сожалению, из Украины пришлось уехать, начался Майдан.

— Вы думаете, что в Новороссийске будут покупать картины, которые стоят дороже 5 тысяч рублей? Люди просто поедут в «Икею» и купят постер за 3000 рублей.

— Это все от отсутствия вкуса. А вы знаете, сколько стоят краски для создания одной живописной работы? С сегодняшними ценами на материалы 5000 рублей может стоить лишь крошечная картина. Но даже если я сейчас поставлю цену на «Яблоко молодильное» 20 тысяч рублей, ее, поверьте, тоже быстро не купят.

— Почему народ в массе не хочет покупать картины? Дело только в безденежье?

— Не только. Вспомните блокадный Ленинград, где в самые тяжелые моменты жизни человека проводились выставки картин и концерты. Творчество было неотъемлемой частью жизни советского человека. Сейчас же век чистогана и наживы. Люди в своей массе перестали интересоваться искусством, его не преподают в школах, детей не водят на выставки и в галереи. Поэтому картины не продаются.

— Сейчас строительный бум и мода на создание эксклюзивных интерьеров. Почему бы вам не работать в жанре интерьерной живописи, создавать картины, которые  украшали бы дома богатых людей, это было бы востребовано сегодня.

—  Скажу честно, что мне это неинтересно. Мои картины – это маленький рассказ. Я вкладываю в работу смысл и логику.

     Рисовать ужасы – боже, как ужасно!

— Может, сейчас изменилась мода, взять такого мегапопулярного у молодёжи канадского художника Тревела Хендерсона, рисующего монстров. Ведь его картины в Интернете имеют миллионные просмотры. Может и вам пришло время меняться, писать другие картины, искать другие, более востребованные сегодня жанры?

— Это просто чушь, в работах этого художника нет эстетики. Я не могу назвать это искусством, это, выражаясь языком молодёжи, прикол. Такую картину вы не повесите на стену. А нравятся работы Хендерсона молодежи, которая не разбирается в искусстве. Если бы этим детям кто-то объяснил, что это такое… Я в московском художественном институте им. Сурикова на отделении станковой живописи учился не этому. Основа творчества – эстетика. Я рисую отрадное, то, что у меня на душе. Честно, обидно, что такая мишура стоит миллионы. В связи с этим вспомнился Сальвадор Дали, который сказал: «Я пишу идиотизм для идиотов».

— Вы никогда не пишете что-то некрасивое? У вас нет протестных работ, на которых было бы изображено что-то неприятное, асоциальное?

— Нет, я через свои работы доношу до зрителя доброе и вечное.

— Один известный новороссийский художник сказал, что он не продал картину, когда узнал, что ее планируют повесить на кухне. А вы бы продали?

— С удовольствием продал бы, ведь человек на кухне, наслаждаясь утренним кофе, любовался бы моей работой. Мне не нравится, когда покупают картину, чтобы закрыть дырку на стене, порванные обои. Это унизительно.

      Китайцы охотятся за хорошими авторами

— Как вы думаете, почему у китайцев сегодня такой интерес к русской живописи: они скупают работы российских мастеров, заманивают на работу наших художников, чтобы они писали для Китая работы?

— Китайцы стали богатеть. Они, в отличие от россиян, воспринимают покупку живописи как выгодное вложение капитала. Абы кого они не берут, покупают работы тех художников, которые будут со временем только дорожать.

— Какие современные художники сейчас в топе, считаются мегавостребованными?

—  Это Илья Кабаков, один из основателей московского концептуализма, родоначальник жанра тотальных инсталляций, зарубежный почетный член Российской академии художеств. Сегодня он самый дорогой российский художник: его работы «Номер люкс» (2006) и «Жук» (2008) были проданы на аукционе в Лондоне за рекордные для современного российского искусства $4,1 млн и $5,84 млн.

— А у вас есть любимые работы других художников?

— В Симферополе в музее выставлена работа крымского художника-баталиста Юрия Волкова «Подвиг пяти матросов». У меня всегда появляется комок в горле от ее созерцания. Вот это сила искусства! У еще одного крымского художника Бориса Федосенко есть работа «Бескозырки», на ней изображен морской прибой и множество бескозырок, которые волной выбрасывает на берег. Это тоже очень драматично, ведь по картине понимаешь, что матросы погибли в морском бою.

        Картину нужно нюхать!

— С появлением Интернета и социальных сетей у вас стало больше возможности продавать свои работы?

— Виртуальные выставки – это совсем не то. Фотография не передаёт света картины, ее запах. Продавать картины по Интернету  все равно, что жениться через сеть. Картины должны демонстрироваться в галереях и продаваться тоже через них.

— Хотя бы одну картину вы уже продали в Новороссийске?

— Да, и даже есть коллекционер картин Альберта Щиткова. Это доктор, она собирает виды города.

— Какие живописные уголки вы уже присмотрели у нас, чтобы их запечатлеть на своих работах?

— Конечно, первым делом я объехал побережье от Анапы до Туапсе и Горячего Ключа в поисках натуры, подходящих мест очень много! Я с удовольствием пишу Черное море, Цемесскую бухту, виды Маркотхского хребта. В будущем попробую написать промышленные пейзажи Новороссийска.