Напомним факты из театральной истории города. 

ИДЕЯ открытия в Новороссийске театра принадлежала Семёну Томскому (1852-1914), уроженцу Калужской губернии. Его настоящая фамилия – Митяев. В начале 1880-х годов он получил известность как один из талантливых провинциальных актёров. Довольно много играл на театральных подмостках в Казани, Ростове-на-Дону, Баку, Новочеркасске. Одно время не без успеха появлялся на сцене Александрийского театра в Санкт-Петербурге. Однако через несколько лет охладел к актёрскому творчеству и занялся постановкой сценических произведений и созданием театров в городах страны. Его главным творческим проектом стало открытие доступных народных театров в нескольких городах под девизом: «Не для одной забавы». Благодаря ему созданы театры в Туле и Козлове (ныне – Минусинск). Но первый со своим собственным зданием был в Новороссийске.

ЗДАНИЕ театра появилось в 1888 году на территории нынешнего Парка культуры и отдыха имени В. Ленина. Договор на сооружение одноэтажного театра был заключён на пять лет, поэтому уже в 1893 году строение стало городской собственностью. Здесь периодически выступали гастролирующие коллективы, проводились различные городские мероприятия. При театре была своя немногочисленная труппа. При этом на сцену выходил и сам Томский. Театр имел ложи, куда продавались самые дорогие билеты, а также партер и балкон – здесь билеты были в десять раз дешевле. С членами труппы Семён Томский общался как старший товарищ, а вовсе не как владелец. Он часто устраивал по выходным и праздничным дням общедоступные представления для учащихся с минимальной ценой за билет или вовсе бесплатно.

ПО ДАННЫМ «Справочника и путеводителя по Черноморской губернии», в начале XX века в нашем городе существовал ещё один популярный театральный объект – Народный дом, на сцене которого свои постановки показывали не только гастрольные труппы, но и члены кружка любителей сценического искусства. Оживил театральную жизнь переехавший в Новороссийск известный украинский писатель и драматург Вячеслав Потапенко, творчество которого положительно оценивал Иван Франко. В Новороссийске он организовал украинский театр, осуществлявший постановки украинской классики.

К КОНЦУ первого десятилетия прошлого века первое деревянное здание театра, построенное в 1888 году, устарело, и вопрос о строительстве нового обсуждался городской Думой. На рассмотрение Думы были предложены три проекта нового театрального здания, ни одному из которых не было отдано предпочтение. Новороссийский архитектор К. Михайлов в книге «Город-герой Новороссийск», изданной в серии «Архитектура городов-героев», писал, что новый проект был создан совместно при участии трёх архитекторов – К. Гержмана,

С. Каллистратова и К. Прилипского – и утверждён в июне 1910 года. Решение вопроса о возведении театра ускорил пожар, из-за которого старое здание летнего театра сгорело в сентябре 1911 года.

НОВЫЙ театр, который тоже был деревянным, открылся в мае 1912 года. Это была очень интересная в архитектурном плане постройка, трёхъярусное здание, вмещавшее тысячу зрителей. Просуществовало оно в городе 30 лет. На сцене театра во время гастролей в разное время выступали такие известные актёры, как И. Берсенев, В. Качалов, Л. Собинов. Первая постановка была показана 1 мая. Это пьеса А. Островского «Без вины виноватые». В составе новой труппы оказалось немало известных актёров из различных городов – Нижнего Новгорода, Москвы, Киева, Одессы, Баку, Самары

и других.

ОЧЕРЕДНОЙ всплеск в театральной жизни города случился уже в 1920 году, после того, как в Новороссийске установилась советская власть. Главным образом  он связан с именем Всеволода Мейерхольда, оказавшегося в то время в Новороссийске. Уже в первые дни ему поручили возобновить работу театральных коллективов города, а вскоре Мейерхольд возглавил и все советские театры в округе. Одной из первых постановок в Новороссийском театре, в том самом, деревянном, был спектакль по пьесе Ф. Гладкова «Бурелом».

Через несколько месяцев режиссёр был отозван в Москву. Вместе с ним в Новороссийском театре работал Владимир Вильнер, будущий народный артист Украинской ССР, он и продолжил дело Мейерхольда. В 1927 году по собственному сценарию Вильнер также снял фильм «Цемент» по одноимённому роману Ф. Гладкова.

В ТОМ ЖЕ, 1920 году, в Новороссийске поэтом А. Рославлевым (1883-1920) был основан Театр политической сатиры для рабочих и красноармейцев. В нём показывали спектакли на революционные темы. Первой стала буффонада-сказка «Царь Обалдуй», премьерный показ которой состоялся в бывшем кинотеатре «Олимпия». Весёлый спектакль со злободневным содержанием имел огромный успех. У театра был свой девиз: «Когда пролетарий смеётся – буржуазия плачет».

СУДЬБОЙ этого коллектива интересовался В. Мейерхольд, часто посещавший репетиции Театра политической сатиры. Уже после смерти своего основателя Рославлева театр весной 1921 года успешно гастролировал по Кубани. Впоследствии его труппа была вызвана в Москву, и под новым названием – «12-й Передвижной театр РСФСР имени В. Мейерхольда» – театральный коллектив был направлен в Поволжье, где гастролировал до сентября 1921 года. В Новороссийске в состав этого театра вошли мейерхольдовские студийцы из Петрограда, среди них находился племянник В. Мейерхольда Юрий Гольцев.

ЕЩЁ ОДНО театральное имя, ставшее известным всей стране, – это Всеволод Вишневский, занимавшийся в Новороссийске организацией морской погранслужбы. Здесь он, как и Гладков и Рославлев, сотрудничал с газетой «Красное Черноморье» (ныне – «Новороссийский рабочий»), в которой редактировал выпуски «Странички моряка». В начале 1921 года в Новороссийске была поставлена его первая пьеса «Суд над кронштадтскими мятежниками», длившаяся под открытым небом восемь часов. Однако главные его пьесы были ещё впереди – «Первая Конная», «Оптимистическая трагедия», «Незабываемый 1919-й». Последняя в 1950 году была удостоена Сталинской премии.

В ДОВОЕННЫЙ период в Новороссийске существовало ещё несколько театральных коллективов: «Синяя блуза», Театр юного зрителя и труппа городского театра, сформированная из местных любителей театральной сцены. У них у всех была разная судьба. Например, агиттеатр «синеблузников» имел свои филиалы на нескольких крупных предприятиях города и просуществовал с середины 1920-х годов до начала 1930-х. ТЮЗ работал всего в течение одного года, но успел показать юным новороссийцам несколько постановок.

ВО ВРЕМЯ Великой Отечественной войны, в период боёв за Новороссийск бойцов подбадривали ансамбли 18-й армии Северо-Кавказского фронта и Новороссийской военно-морской базы, а также коллективы фронтовых бригад. В самой знаменитой такой бригаде, о которой вспоминал Леонид Брежнев, выступали известные актёры – Аркадий Райкин, Рина Зелёная, Владимир Поляков и др.

В СЕРЕДИНЕ 1940-х годов при участии Новороссийского горкома ВКП (б), горисполкома и краевых организаций был создан Новороссийский театр эстрады и миниатюр, который базировался в здании клуба имени Профинтерна. В труппе театра, получившего название «Ястребок», было 15 человек. Среди них – лауреаты Первого Всесоюзного конкурса мастеров эстрады, ведущие исполнители Всесоюзного эстрадного концертно-

гастрольного объединения, актёры театров из Горького, Краснодара и Одессы, а также новороссийцы – пианист А. Сурченко, драматический актёр Н. Елисеев. Весь материал был оригинальным, созданным специально для «Ястребка».

В ПОСЛЕВОЕННЫЕ годы практически в каждом Доме культуры и клубе имелись свои самодеятельные театральные коллективы, на базе которых в конце 1950-х годов был создан Новороссийский народный театр, ставший главным запевалой в театральной жизни города. Сегодня это Новороссийский муниципальный драматический театр.