Инкубатор в квартире

Не игры на детской площадке интересовали маленькую Аню в далеком детстве, а бабочки, тараканчики и жучки. «Иди на дискотеку», — предлагали Ане, но подросток шла в библиотеку и зачитывалась научными энциклопедиями и спецлитературой для энтомологов. Она могла часами наблюдать, как из кокона рождается бабочка, расправляет свои крылья и делает первый взмах… Или как муравьиный лев строит изощренные ловушки для летающих насекомых. Или как из крошечной улитки вырастает гигантская особь ахатины размером с ладонь. Дипломированным биологом Анна не стала, она по образованию инженер, создает проекты металлоконструкций, но интерес к животным у нее остался на всю жизнь.

— Поэтому, когда уже моя дочь предложила завести ящерицу, я с удовольствием согласилась, — рассказывает Аня. Так в ее квартире появилась пустынная сухопутная ящерица — пятнистый эублефар.

— В природе одно время эти ящерицы были на грани исчезновения, и люди их стали разводить в больших количествах, фактически одомашнили, — рассказывает Анна.

Как настоящему исследователю Анне было интересно экспериментировать с морфами: выводить ящериц с необычным окрасом или чистым – ярко-жёлтых, оранжевых, чисто чёрных или белых, без пятнышек. Позже появились инкубатор и приличное хозяйство в два десятка особей. Каждая взрослая самка приносила в год больше десятка малышей.   

— На самом деле эублефар – самое неприхотливое домашнее животное, которым может заниматься даже ребёнок. Содержать эту ящерицу можно хоть в террариуме, хоть в пищевом контейнере с вентиляцией, нужно оборудовать лишь теплую «спальню» и влажный угол, — рассказывает биолог-любитель.

Наблюдать за эублефарами – одно удовольствие, они такие лапочки! В народе жителя пустыни прозвали улыбающейся ящерицей, потому что на мордахе всегда приятная «улыбка».

Шоу «За стеклом»

Как любой коллекционер, Анна на эублефарах не остановилась, в квартире Ани одно время жили хамелеоны и гекконы-бананоеды. Правда их содержание в условиях квартиры довольно сложное, и Анна постепенно от них отказалась.

 А потом у нее поселился житель пустынь Африки и песчаных пляжей Австралии — бородатая агама. Ящерица по кличке Рыжий призывно трясет своей головой. Так он зазывает самку. От Рыжего не может оторвать взгляд  кошка Соня, самый большой любитель домашнего шоу «За стеклом».

— У агамы содержание более сложное, чем у эублефара, требуется больше оборудования. Но они, в отличие от улыбающихся ящериц, более ручные — как кошки! – рассказывает Аня, демонстрируя приятный характер Рыжего. Сынишка Ани, четырехлетний Алексей, бесстрашно таскает агаму по дому, а тот спокойно терпит проявления человеческой нежности.

 Тараканчик – лучший деликатес!

Интересуюсь, много ли возни с таким хвостатым хозяйством. Анна говорит, что два раза в неделю тратит 2-3 часа на кормление. Делает она это с помощью пинцета, чтобы уже наверняка быть уверенной, что животное съело свою добычу, а не потеряло. Питаются хвостатые кормовыми тараканами и сверчками, взрослая ящерица может за один прием пищи проглотить 1-2 крупных тараканов. Аня, к моему ужасу, показывает контейнер с мраморными мадагаскарскими тараканами величиной с детскую ладошку.

— Не убегают экзотические насекомые из контейнера? – на всякий случай интересуюсь я, опасаясь, что сообщество новороссийских прусаков пополнится летающими монстрами с далеких островов.

— Даже если такой таракан убежит, в условиях Новороссийска он не выживет, им нужны определённая температура воздуха и влажность, — успокаивает меня специалист.

Приятным фоном в квартире слышится пение сверчков. Сначала я подумала, что хозяйка поставила аудиозапись для создания природной атмосферы. Нет, это кричат самые обычные черные сверчки – корм для ящериц.

— А меня пение сверчков раздражает, — говорит Анна. – Мне куда приятней молчаливые тараканы. Хотя одна моя подруга обожает ящериц и страшно боится тараканов, поэтому, прежде чем взять у меня корм, она просит тараканов заморозить. А у меня арахнофобия, пауков боюсь с детства, — удивляет меня женщина.

Интересуюсь, как относится к такому хобби супруг Ани, не бесит ли его присутствие дома тараканов и земноводных?

— С супругом живем уже девять лет, он понимает, что у каждого человека должно быть хобби, — отвечает на вопрос Анна. – На самом деле животные – это мой мир, в котором мне хорошо. И у меня такая работа, что общение с людьми минимально, больше времени провожу со своими животными.

Сейчас Анна вернулась к экспериментам с морфами эублефаров, она пытается вывести чисто черных и чисто белых ящериц, которые считаются большой редкостью в мире.

Много ли в Новороссийске таких же увлеченных экзотикой людей, которые себя называют киперами (хранителями, коллекционерами экзотических животных)? Анна говорит, что раньше сообщество было более многочисленным, а сейчас осталось человек двадцать. Увлеченные новороссийцы активно общаются с киперами России: обсуждают биологические проблемы, обмениваются видами, консультируют по вопросам содержания.