Огород для души, а не для спины

В селе сейчас бум: все продают свои огороды. А семья Строкачей считает, что преждевременно все это, и расставаться со своими сотками не собирается. А потому что только собственная земля и доблестный труд на ней помогут выжить в самое непростое время.

— Мы весь с мужем из казачьей семьи, выросли на земле, в труде и иного для себя не представляем, — Надежда Алексеевна приглашает меня за большой обеденный стол, за которым запросто уместится большая семья. А всего у супругов девять детей (двое своих и семеро приемных) и уже семеро внуков.

У Строкачей в общей сложности, если сложить все грядки (+ родительские + землю повзрослевших детей), 30 соток огорода.

— Это ерунда, — говорит Сергей, человек благородной профессии тракториста, — раньше у нас на поле в аренде был целый гектар, но от него пришлось отказаться: урожай разворовывали, а охранять не получалось.

— Нам и сейчас выгодно держать большой огород, — уверенно заявляет Надежда про свои тридцать соток. – Мы ничего на рынке не покупаем, все выращиваем сами, да еще и излишки сдаем на рынок.

Правда, сегодня на рынках тяжелей продать, чем пять-десять лет назад. Люди перестали так охотно пользоваться рынками, многие отовариваются в супермаркетах, не брезгуя «пластмассовыми» безвкусными овощами.

— Я раньше высаживала по полтысячи кустов болгарского перца, а в этом году посадила 200 кустов, потому что очень сложно продать, — говорит Надежда. – Иногда стою на рынке по 10 часов.

Мои знакомые давно стали фанатами здорового питания. Да и стоит признать, что землю в этой семье любят. Не жалуются на рабский труд, не проклинают за необходимость днями постоянно торчать в огороде с тяпкой. А просто любят.

— У меня огород для души, а не для спины, — удивляет меня хозяйка, раскрывая свой секрет работоспособности. – После работы (Надежда всю жизнь работала педагогом в сельской школе, уже вышла на пенсию, — прим.авт.) шла в огород с радостью, чтобы отдохнуть от педагогического труда, сменить вид деятельности. Я ведь с растениями разговариваю!

Вы богачи, если подвал закрутками забит

Интересуюсь, чего такого необычного семья выращивает в огороде. Оказывается, никакой экзотики — весь борщевой набор, то, что каждый день требуется на кухне: картофель, свеклу, капусту, морковь, болгарский перец, лук, зелень. А еще при доме есть две теплицы, одна — для помидоров, другая — для огурцов.

— Приёмная дочь Юленька, услышав по телевизору про очередной финансовый кризис в стране, очень удивилась тому и сделала вывод: «А ведь мы богаты, у нас весь подвал закрутками забит», — рассказывает Надежда. Каждый год она делала на зиму 500 баллонов заготовок, правда в этом году накрутила всего 200. А все потому, что дети выросли и перестали есть варенье в прежнем объеме. А раньше намазанный вареньем или джемом большой ломоть хлеба был самым желанным десертом.

Девчонки, которым уже за двадцать, и у них свои квартиры, полученные от государства, тоскуют по деревенской жизни, натуральному хозяйству, огороду. Став взрослыми, они в полной мере осознали прелесть села.

Все годы семья держала живность, в голодные девяностые и до 9 голов скотины было. Сегодня Строкачи ограничились курами. Половину собранных яиц продают соседям или везут на рынок.

— Это необходимость: кура себе яйцом на зерно зарабатывает, — поясняет Надежда Алексеевна. — А еще я покупаю подращённых цыплят и ставлю их на откорм, потом забиваю и кладу в морозилку. И семья весь оставшийся год с диетическим мясом.

Основы финансовой грамотности на селе

Всех своих и приёмных детей Строкачи научили трудиться. Глава семейства говорит, что мальчишки не просто гвоздь забить смогут, но и землю мотоблоком вспашут, и мебель починят. Девочки выросли все хозяюшки. Хвастают приёмной маме, что варенье закручивают, салаты делают.

— Когда у меня появились приёмные дети, на меня одна соседка пожаловалась, что я их в огороде работать заставляю, — вспоминает Надежда Алексеевна. – В опеке, где меня хорошо знали, спросили у жалобщицы: «А где приемная мать в это время находится?». «Да тоже в огороде торчит», — ответила та.

— Мы взяли детей, не только для того, чтобы заменить им родителей, но и научить выживать в этом непростом мире. За своих девчонок и мальчишек я спокойна, — говорит Надежда, подводя итоги своей деятельности: в этом году исполняется ровно двадцать лет с того момента, как она стала приемной мамой.

Строкачи гордятся, что если пришел сезон посадок, то на огород наваливаются всем семейством. Каждый ребенок в семье имеет возможность заработать свой личный рубль: дети собирают черешню, липовый цвет с двух деревьев у дома, мяту или мелиссу, что тоже растут в огороде, и продают этот товар на рынке или на ярмарке.

 — Так они осваивают финансовую грамотность, готовятся к взрослой жизни, — говорит Надежда.

Отогрелись в любви

Сегодня у Надежды и Сергея под опекой четверо мальчишек, двоих я застала в этот субботний вечер дома. 15-летний Алан помогал по хозяйству, одногодка Александр только что приехал из кино. У каждого ребенка своя история, каждый со своим характером.

— Взяла я как-то трех мальчишек из детского дома к себе на лето, среди них был и мой Алан, — рассказывает Надежда про предпоследнего приемного сына. – Как-то за столом разговорились с гостями на тему семьи. Один мальчик, Саша, честно признался, что курит и что не хочет позорить потенциальных родителей, другой сказал, что не любит учиться, но уверен, что мы с него не слезем, а ему стыдно нас обманывать. А Алан выразил желание остаться в семье. Он должен был идти в коррекционную школу. А я вижу в нем потенциал, что передо мной способный мальчик. Я позанималась с ним, оставила его в средней школе, и он выправился, стал хорошистом. Поначалу был таким «ежиком», даже за руку его невозможно взять. А потом отогрелся в любви. Ставили ему какие-то диагнозы, но в реальности ни один не подтвердился, — рассказывает Надежда.

А недавно у Строкачей поселился еще один приёмный сын, 15-летний Александр. Тоже в силу жизненных обстоятельств юноша остался без родной семьи. Чтобы даже на три года не дать ребенку оказаться в детском доме или приюте, Строкачи пригласили мальчишку к себе. Через неделю Саша Надежду назвал мамой, а Сергея — папой.

Поинтересовалась я на прощание у семейной пары: «А еще деток брать в семью будете?». Надежда сказала, что, став бабушкой, она переживает самый прекрасный период в своей жизни и мечтает полностью реализоваться в этом потрясающем статусе.