Я увидела его духовные глаза

Куда деваются бездомные с улиц нашего города, когда наступают холода? Вы никогда не задумывались? Вы можете спокойно спать, зная, что кому-то очень холодно и голодно? Вы только подумайте: за прошлую зиму в Новороссийске было сделано шесть операций по ампутации конечностей у бездомных в результате обморожения. Судьбой когда-то оступившихся людей прямо сейчас занимаются волонтеры из некоммерческой организации социальной помощи «Агенты доброты».

Передо мной приличного вида пенсионер – чистый, ухоженный, симпатичный. Владимир Викторович — в прошлом учитель физкультуры, тренер по легкой атлетике, инвалид по сердцу. Родом из Красноярска, в лихие девяностые за копейки там продал квартиру, переехал на юг. Жилья и семьи так и не прижил. Посыпались болячки, дважды прооперировали сердце. Так мужчина оказался в ростовском интернате.

— Ушел я из интерната два года назад по глупости, решил, что смогу жить сам, на пенсию инвалида, — рассказывает мне Владимир Викторович за столом уютной кухни частного дома, который снимают волонтеры «Агенты доброты». – Но у меня ничего не вышло, так я оказался на улице, а тут холода настали. Мне пришлось ночевать в целлофановом пакете под мостом неподалеку от железнодорожного вокзала Новороссийска.

О незавидной участи старика Анна Мухтарова, создатель и руководитель «Агентов доброты», узнала на кормлении бездомных, которое четырежды в неделю проводит ее организация на рынках Новороссийска. Туда за миской горячего супа пришел и бывший спортсмен.

— Выглядел он страшно, был весь изможденный, с пролежнями. Но я увидела его чистые, духовные глаза, — говорит Анна Мухтарова. – Владимир — очень образованный человек, который в силу обстоятельств оказался за бортом жизни. У него серьезное заболевание сердца, он должен доживать под присмотром врачей, на улице просто пропадет…

— Я ведь непьющий человек, а на улице мне пришлось начать выпивать, чтобы не замерзнуть, — продолжает Владимир. – Теперь я понимаю, как легко спиться, бездомные не могут не пить.

Анна Мухтарова сейчас восстанавливает утраченные документы Владимира, чтобы помочь его устроить в интернат.

Жил в заброшенной машине

К нам за стол подсаживается 71-летний Александр. В начале двухтысячных он вышел из тюрьмы и с тех пор все время проживал в брошенном автомобиле на Западном рынке, подрабатывал грузчиком. Сейчас он слишком старый, чтобы трудиться в прежнем ритме, да и здоровье совсем не то. У Саши сильно болит спина (результат физической нагрузки), боли — нестерпимые. Ему нужен теплый дом и любящая семья, стабильная пенсия, чтобы покупать лекарства. Ничего этого у бедолаги нет. Он – самый что ни на есть махровый бомж.

— Документов тоже нет, последний паспорт Саши – родом из СССР, — говорит Анна. – Мы сейчас пытаемся восстановить документы старика, чтобы дать ему возможность продолжить жить в нормальных условиях. А я хочу дать ему новое дыхание в его непростой жизни, — продолжает женщина. – Я его назначила главным по территории, так он вычистил двор так, что он блестит!

Анна Мухтарова одержима идеей открыть в Новороссийске кризисный центр для бездомных. «НР» уже рассказывал, что Анна и сама шесть лет жила на улице и дошла до самого дна жизни. Однажды ей помогла женщина, которая организовала приют для бездомных в Широкой Балке. Там Мухтарова нашла в себе силы бросить пить, а потом создала волонтерскую организацию «Агенты доброты». 

Пока вопрос с центром решается в коридорах власти, она и ее единомышленники – волонтеры из «Агентов доброты» — нашли старенький дом в третьем микрорайоне и временно приспособили его для проживания тех, кто зимой оказался на улицах Новороссийска. В доме тепло, добрые люди подарили «Агентам доброты» двухъярусные кровати, морозилку и даже выделяют продукты питания.

Протрезвела и изменила свою жизнь

Я знакомлюсь с Галиной Беловой. Хорошенькая пухлогубая ухоженная блондинка — в прошлом женщина с искалеченной судьбой. Мухтарова показывает мне ее фото до. Называется – почувствуйте разницу. На старом фото лицо типичной алкоголички.

— Я ведь очень сильно пила все 20 лет, — рассказывает мне 38-летняя Галя, не стесняясь всех обстоятельств. – Я из многодетной семьи, восьмая по счету, после меня у мамы было еще двое детей. Все мои братья и сестры хорошие, а я вот выпивала.

В поисках лучшей жизни Галя из якутского города Олекминска переехала Новороссийск. Мухтарова увидела Галю, когда та допилась до ручки, весила 42 килограмма и жила на улице.

— Я ведь Галю нянчила три года, — говорит Мухтарова. – Она была как колючка, никому не верила. Но я любовью и терпением завоевала ее доверие. Она мне поверила, поняла, что есть лучшая жизнь, и в 2016 году бросила пить и курить.

Протрезвевшая Галя стала координатором точек кормления «Агентов доброты», удачно вышла замуж за хорошего парня, обучилась на мастера по наращиванию ресниц и теперь выглядит как конфетка. Она присматривает за бездомными в доме. 

Поверил газете

Ванечки сегодня нет в доме, он на работе. 33-летнего бездомного в декабре прошлого года Мухтарова увидела на остановке «Кутузовское кольцо». Молодой мужчина с бутылкой и пачкой сигарет сидел на лавочке.

— Ванечка в семь лет потерял мать, на его глазах ее сбил КамАЗ, мать только и успела оттолкнуть сына от себя. Он до сих пор помнит эти мгновения. Потом парень оказался в детском доме, не получил положенное государством жилье, бродяжничал, — рассказывает Мухтарова.

— Как раз вышла в газете «Новороссийский рабочий» публикация об «Агентах доброты», я дала Ванечке газету и сказала ему: «Читай, пока я схожу к машине. Если захочешь изменить свою жизнь, я тебе помогу это сделать». Он прочитал публикацию и согласился поехать со мной.

С тех пор Ванечка сильно изменился, не пьет уже больше месяца, нашел себе работу, трудится отделочником. Парень, оказывается, с руками.

— У меня дар убеждения есть, — говорит Анна. – Я могу подбирать слова так, что люди бросают пить и курить.

   Есть место, где «перераспределиться»

— Новороссийску нужен кризисный центр для бездомных, — продолжает начатую раньше мысль Анна. – Вон, для бродячих собак открывают приюты, а для бродяг, по сути, ничего нет. У нас в доме сейчас проживает пять человек, еще пятеро уже пришли в себя, изменили свою жизнь, устроились на работу или вернулись домой, к близким. 

Каждый день Анне звонят люди, сообщая, что видели бездомных, опустившихся людей. Каждый раз она срывается и едет убеждать этих людей бросить грешную жизнь. Временным пристанищем для них становится дом в третьем микрорайоне.

— Мне позвонила женщина, говорит, что на Анапском шоссе, 66, замерзают три женщины, живут в подвале, я сегодня поеду туда, — говорит Анна.

Как раз под женское отделение Мухтарова переоборудовала вторую половину дома. Здесь есть все, чтобы в тепле пересидеть лютые холода, отмыться, подумать о жизни, возможно, принять верное решение, «перераспределиться», как называет этот процесс Анна Мухтарова. Вся надежда Мухтаровой на новороссийский городской общественный центр, который готов помочь «Агентам доброты» найти помещение под будущий кризисный центр.

Уважаемые читатели, если вы увидели бездомного, опустившегося человека, сообщите об этом по телефону: 8-918-642-53-66.