Категория: История

Загадка главной дороги Новороссийска: в город можно было попасть не через Волчьи ворота

Затерянная в горах

Исторические карты города для «Новороссийского рабочего» изучили любители-историки Сергей Стряпухин и Александр Бурцев. Они сделали интересные выводы. В XIX веке в городе было два основных шоссе: дорога через Неберджаевское ущелье с выходом на старый Мефодиевский карьер и дорога в имение Абрау-Дюрсо. Она проходила по ул. Революции 1905 года (бывшая ул. Вельяминовская), далее мимо горы Кабахаха на Глебовку, минуя перевал к озеру Абрау.

До начала 20-х годов XX века дорога через перевал Волчьи ворота представляла собой еле приметную, второстепенную дорожку, которая была труднопроходимой. На всех дореволюционных и ранних советских картах основным въездом в город Новороссийск со стороны Краснодара (Екатеринодара) являлась дорога через станицу Неберджаевскую и пост Липки. Он находился на месте нынешнего водохранилища, примерно в том месте, где сейчас установлен памятник героически погибшим в 1862 году казакам.

фото предоставлено автором публикации

От поста Липки (или Неберджаевского водохранилища) идет еще одна дорога — на Маркотхский перевал с выходом в районе г. Семигорка. Эта дорога сейчас частично покрыта асфальтом, но там, где дорожное покрытие осыпалось, проглядывает старая мостовая, сложенная из речного булыжника. Загадка в том, что ни одна близлежащая речка на сегодняшний день не имеет подобных камней в своем русле. На дороге уложены камни твердых пород, такие как белый гранит, и обработать («скруглить») их могла только река с бурным течением, например, Белая (Адыгея) или Мзымта (Сочи). Поэтому происхождение строительного материала этой дороги неизвестно.

фото предоставлено автором публикации

А вот автор и время постройки известны из книги Л.А. Степко «Кордонная стратегия». В биографии генерала П.Д. Бабыча указано, что он руководит в 1859 году строительством дороги по Неберджаевскому ущелью в сторону Новороссийска. Увидеть дорогу, которая прослужила более 160 лет, можно по ссылке.

Дорога ради шампанского

Подробно о дороге в Абрау-Дюрсо рассказал новороссийский художник и краевед Василий Алексеев. Самая первая дорога в этом направлении, о которой сейчас знают далеко не все, проходила по ул. Революции 1905 года. Далее она пролегала мимо горы Кабахаха в сторону Глебовки и через перевал к озеру Абрау.

Из сохранившихся писем дореволюционных виноделов известно, что по старой дороге бутылки с шампанским доставлялись в Новороссийск не всегда целыми. Поэтому в 1905 году после прокладки участка Анапского шоссе, которое доходило до нынешнего села Цемдолина, начали готовить проект альтернативной дороги в Абрау-Дюрсо.

Строительство нового шоссе к озеру Абрау завершилось в 1914 году. Причем до сегодняшних дней сохранились небольшие участки старой мостовой из битого мергеля, например, в районе села Васильевка. Увидеть старую дорогу своими глазами и послушать рассказ Василия Алексеева можно на канале «Somewhere in Russia».

Татьяна Василенко

View Comments

Недавние материалы

Свиные ребрышки – мечта мясоеда

Нежные, ароматные, очень вкусные ребрышки готовятся без особых усилий. Мясо, лук и специи – вот…

10 часов назад

Стало известно, с какого возраста и каким видом спорта можно заниматься ребенку

Врач-педиатр центра общественного здоровья и медицинской профилактики Гаврил Старостин рекомендует родителям будущих спортсменов не спешить,…

10 часов назад

В Новороссийске закончилась золотая осень, пора обновлять цветочные клумбы

В Новороссийске работники Центра озеленения и благоустройства сажают на городских клумбах виолу.

12 часов назад

1,5 километра пляжей Новороссийска — лучшее место отдыха… зимой

Многомиллионное преображение Широкой Балки, детский Луна-парк на пляже Алексино. Чем еще будут завлекать туристов самые…

13 часов назад

«Сумку, висевшую на плече, разорвало в клочья!» Новые подробности субботней аварии в Новороссийске

Жители Новороссийска переживают за серьезно пострадавшую 12-летнюю Катюшу, которая после субботней аварии находится в больнице.

14 часов назад