Затерянная в горах
Исторические карты города для «Новороссийского рабочего» изучили любители-историки Сергей Стряпухин и Александр Бурцев. Они сделали интересные выводы. В XIX веке в городе было два основных шоссе: дорога через Неберджаевское ущелье с выходом на старый Мефодиевский карьер и дорога в имение Абрау-Дюрсо. Она проходила по ул. Революции 1905 года (бывшая ул. Вельяминовская), далее мимо горы Кабахаха на Глебовку, минуя перевал к озеру Абрау.
До начала 20-х годов XX века дорога через перевал Волчьи ворота представляла собой еле приметную, второстепенную дорожку, которая была труднопроходимой. На всех дореволюционных и ранних советских картах основным въездом в город Новороссийск со стороны Краснодара (Екатеринодара) являлась дорога через станицу Неберджаевскую и пост Липки. Он находился на месте нынешнего водохранилища, примерно в том месте, где сейчас установлен памятник героически погибшим в 1862 году казакам.
От поста Липки (или Неберджаевского водохранилища) идет еще одна дорога — на Маркотхский перевал с выходом в районе г. Семигорка. Эта дорога сейчас частично покрыта асфальтом, но там, где дорожное покрытие осыпалось, проглядывает старая мостовая, сложенная из речного булыжника. Загадка в том, что ни одна близлежащая речка на сегодняшний день не имеет подобных камней в своем русле. На дороге уложены камни твердых пород, такие как белый гранит, и обработать («скруглить») их могла только река с бурным течением, например, Белая (Адыгея) или Мзымта (Сочи). Поэтому происхождение строительного материала этой дороги неизвестно.
А вот автор и время постройки известны из книги Л.А. Степко «Кордонная стратегия». В биографии генерала П.Д. Бабыча указано, что он руководит в 1859 году строительством дороги по Неберджаевскому ущелью в сторону Новороссийска. Увидеть дорогу, которая прослужила более 160 лет, можно по ссылке.
Дорога ради шампанского
Подробно о дороге в Абрау-Дюрсо рассказал новороссийский художник и краевед Василий Алексеев. Самая первая дорога в этом направлении, о которой сейчас знают далеко не все, проходила по ул. Революции 1905 года. Далее она пролегала мимо горы Кабахаха в сторону Глебовки и через перевал к озеру Абрау.
Из сохранившихся писем дореволюционных виноделов известно, что по старой дороге бутылки с шампанским доставлялись в Новороссийск не всегда целыми. Поэтому в 1905 году после прокладки участка Анапского шоссе, которое доходило до нынешнего села Цемдолина, начали готовить проект альтернативной дороги в Абрау-Дюрсо.
Строительство нового шоссе к озеру Абрау завершилось в 1914 году. Причем до сегодняшних дней сохранились небольшие участки старой мостовой из битого мергеля, например, в районе села Васильевка. Увидеть старую дорогу своими глазами и послушать рассказ Василия Алексеева можно на канале «Somewhere in Russia».