Присутствие военных частей и соединений всегда меняет облик города. Так произошло в середине 1990-х годов, когда в Новороссийске по решению правительства России была образована военно-морская база

Корреспондент «Новороссийского рабочего» встретился с первым командиром НВМБ вице-адмиралом Евгением Орловым, ставшим в этом году Почетным гражданином муниципального образования город Новороссийск.

— Евгений Васильевич, что стало главным поводом для образования в сентябре 1994 году Новороссийского военно-морского района, а затем и базы: события в Грузии, на Украине или нечто иное?

— Я в последнее время с интересом перечитываю свои старые дневниковые записи. На мой взгляд, все началось после ГКЧП в августе 1991 года. Путч повлиял на геополитику, все на местах вдруг резко поняли, что могут отхватить лакомый кусок от союзного пирога. И Грузия, и Украина выступали довольно агрессивно, но основная борьба за Черноморский флот велась все-таки в Севастополе. Увы, президент России в то время не был особо занят подобными вопросами, и Украине в итоге удалось забрать нашу главную группировку – три мощных округа: Киевский, Одесский и Закарпатский.

— Вы сами в это время где находились?

— Я был командиром бригады ОВР (охрана водного района). После ГКЧП сменился командующий на Черноморском флоте, в сентябре 1991 года был назначен вице-адмирал Игорь Касатонов. Я начинал службу под его началом, когда был еще лейтенантом. Касатонов занимал жесткую позицию и не дал в итоге Украине забрать флот. Тогда ситуация с флотом в шутку называлась «Третья оборона Севастополя». И вот борьба за сохранение флота в то время вынудила пересмотреть существовавшие решения по Кавказу. В итоге это и привело к тому, что правительство Черномырдина приняло 8 сентября 1994 года постановление «О формировании Новороссийского военно-морского района и создании системы базирования сил Военно-морского флота на территории Краснодарского края».

— Какова была ваша реакция на это известие?

— Честно говоря, узнал об этом случайно, находясь в должности начальника штаба Крымской ВМБ, базировавшейся в Донузлаве. Касатонов, будучи в должности первого заместителя Главкома, предложил мне возглавить НВМР (Новороссийский военно-морской район), и я сразу, не раздумывая, согласился. Вскоре моя кандидатура рассматривалась в Москве на альтернативной основе.

— Кто-то еще претендовал на эту должность?

— Еще одним кандидатом был контр-адмирал Иван Санько, который в итоге возглавил штаб базы. До этого он командовал тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». В 1997 году, когда НВМР приобрел статус военно-морской базы, командир получил звание вице-адмирала. Это было в феврале 1998 года.

— Известно, что до этого военно-морская база в Новороссийске была в 1920 году, а затем в 1941 году, перед самым началом Великой Отечественной войны. Ее появление было закономерно?

— Все события по организации НВМБ имели самый серьезный повод. Например, перед войной был проведен подробный анализ геополитической обстановки на Черном море. И хотя Кавказ считался на тот момент тыловой зоной (у военных было распространено даже такое название «Северо-Кавказский курортный округ»), решение по Новороссийской ВМБ было своевременным и правильным. Об этом написал в своей книге «Люди и судьбы. Военно-морские структуры и старшие морские начальники Новороссийска» историк Юрий Антипин.

— А кто сегодня главный военный начальник в Новороссийске?

— Командир базы контр-адмирал Виктор Кочемазов.

— Черноморский флот приобрел статус российского только в 1997 году. А почему не раньше?

— Этому предшествовал длительный и напряженный процесс по разделу Черноморского флота. Решения принимались в очень сложной обстановке. Споры велись по каждому кораблю и по каждому катеру. Украина пыталась создавать себе новое правовое поле и всячески противилась ранее принятым обязательствам. Итоговое соглашение было подписано главами правительств России и Украины. До того, пока не был решен статус Черноморского флота, возникало очень много вопросов, например, со стороны Турции чуть ли не при каждом прохождении Босфорского пролива.

— А как город встретил новое военное образование?

— До прибытия военных моряков с их проблемами Новороссийск пополнился серьезными структурами десантников и пограничников. Конечно, все это стало большой нагрузкой на город. Основная проблема состояла в том, что не было проведено никакой подготовительной и разъяснительной работы. Офицерами владели довольно сложные чувства. Они ощущали, что их из Крыма просто выталкивают, и верили, что едут домой. Многие надеялись на встречи с хлебом-солью, а почувствовали себя вдруг здесь чужими. Общее впечатление было такое, что придется долго и упорно налаживать отношения с жителями города.

Помогла в этом, как ни странно, подготовка к празднованию 300-летия Российского флота. Дата стала неким общим мобилизующим фактором. В городе решили встретить эту дату по-особому, не так как в других местах, и совместить ее с Днем города. Но именно через такие совместные проекты устанавливались контакты с местным населением.

— Помнится, что корабли флота в то время часто критиковали из-за возникающих экологических проблем.

— Да, без проблем не обошлось. Но чаще всего это были мелкие нарушения, которые не влекли за собой серьезных штрафов или разбирательств. Например, у стоявших у причала кораблей должны были работать дизельные установки на холостом ходу, что сказывалось на загрязнении акватории, о чем неоднократно писали местные газеты.

— Что было самым сложным для вас четверть века назад?

— Простого ничего не было. Ведь предстояло построить всю организационную работу с нуля. Для офицеров и членов их семей главными были бытовые условия. Я сам жил то на корабле, то слонялся по разным гостиницам – «Бригантина», «Океан», то снимал квартиру, жил и в Широкой Балке. В это время приходилось разрабатывать необходимые положения и документацию для повседневной службы и боевой подготовки. Велся постоянный прием техники, поступавшей из Грузии, Болгарии и даже с Кубы.

— Если Севастопольская база – главная на Черноморском флоте, то в чем ей уступает Новороссийская?

— На каждом флоте есть понятие – главная база. В ней сосредоточено все необходимое – от командующего флотом до различных структур. В Севастополе это сложилось исторически. Все остальные базы решают свои локальные задачи. Сейчас на Черном море, кроме Севастопольской, есть еще Крымская ВМБ, отвечающая за западную часть Черного моря, а Новороссийская ВМБ контролирует восточную часть.

— За четверть века в Новороссийской базе построено немало. А что еще предстоит сделать?

— Я как военный инспектор Южного военного округа участвую во многих мероприятиях. Главная ударная сила базы – это бригада подводных лодок, остальные корабли должны обеспечивать решение поставленных задач. На территории базы ведется строительство городка подводников, сама военная гавань имеет большой процент готовности. Кстати, аналогов по условию базирования кораблей на НВМБ на российском флоте нет.

— В последнее время вновь широко обсуждается вопрос о возможной передаче Севастополю крейсера-музея боевой славы «Михаил Кутузов». Какова может быть его дальнейшая судьба?

— Все давно уже решено, и никаких изменений быть не должно. Самое любопытное, что уже и в самом Севастополе принято решение по другому музейному объекту, что планируют установить в Севастопольской бухте. На него претендовали два корабля Черноморского флота – большой противолодочный корабль «Керчь» и сторожевой корабль «Сдержанный». Решено в качестве корабля-музея оставить в Севастополе «Сдержанный». Кстати, «Керчь» уже отправлена на разделку. А крейсер «Михаил Кутузов» должен быть поставлен в док в Новороссийске, после чего корабль ждет большая работа по музеефикации. Так что ни в какой Севастополь наш крейсер не отправится. Не для того я в свое время активно занимался его переводом в Новороссийск.

В последнее время к ситуации с «Михаилом Кутузовым» подключилась Общественная палата Новороссийска. Мы даже изучали правовой статус крейсера «Аврора». Сейчас планируется организовать совещание для правового взаимодействия администрации города и руководства крейсера-музея, а в дальнейшем и администрации края.

— В последнее время неоднократно приходилось слышать о том, что Орлов приступил к написанию своих «Воспоминаний». О чем будет эта книга?

— У меня накопилось довольно много материалов, в том числе и 25 томов дневниковых записей. Есть что вспомнить, есть о чем рассказать. Но, скорее всего, это будут «Записки командира базы», рассказывающие о годах становления НВМБ в Новороссийске, с 1995-го по 2001-й. Для меня это станет первой книгой, и пока что могу сказать, что работа идет довольно тяжело. Хочется рассказать и о том, что происходило на флоте в эти годы, чему сам был свидетелем и в чем принимал участие.

А теперь хочу воспользоваться поводом, чтобы поздравить всех военных моряков и ветеранов флота с Днем Новороссийской военно-морской базы.